Исемнәрнең ясалышы

ОБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

(Исемнәрнең ясалышы)

Образование имен существительных в татарском язы­ке производится несколькими способами, самый продуктив­ный из них — морфологическое словообразование.

Присоединением аффиксов -чы, -че к корню или основе существительных образуются наименования лиц по профес­сии или по принаорганизации: төзүче строитель, балыкчы рыбак, мәгъ­рифәтче просветитель.

Посредством аффиксов -лык, -лек образуются имена существительные, обозначающие концентрацию предметов: каенлык березняк, имәнлек — дубняк, комлык песчаная местность.

При помощи этих же аффиксов образуются названия предметов с другими значениями, например: күзлек очки образовано от слова күз—глаз, битлек маска, сущест­вительные, обозначающие состояние, деятельность и т. д.: терлекчелек животноводство, игенчелек земледелие, бакчачылык — садоводство, укытучылык учительство; су­ществительные со значением качества или состояния, об­разованные от прилагательных: яхшылык добро, благо; эшчәнлек — деловитость; самоуправство, произвол; ваклы­лык — мелочь, мелочность; киңлек — широта, матур­лык — красота; существительные со значением недостатка в чем-либо от производных прилагательных: саксызлык неосторожность, небрежность; юньсезлек — бестолковость, безалаберность; образуются существительные от имен су­ществительных: беренчелек — первенство, берлек един­ство, бишлек — пятерка, унлык — десятка, десятирублевый.

При помощи аффиксов -к, -ак, -эк, -ка, -кы, -гы, -кыч, -гыч, -выч, -как, -гак (включая мягкие варианты этих же аффиксов: -кы, -ке и т. д.) от глагольных основ образуются названия предметов орудий: тарак — расческа, урак серп, себерке метла, ачкыч — ключ, ишкәк весло, яна­выч брусок и т. д.

Посредством аффиксов -даш, -дәш, -таш, -тәш обра­зуются производные имена, обозначающие соучастие, сов­местность: якташ земляк, авылдаш односельчанин, кө­рәштәш соратник.

При помощи аффиксов -лы, -ле образуются существи­тельные, обозначающие лиц по их происхождению из ка­кого-либо города, страны: мәскәүле — москвич, казанлы казанец, америкалы — американец, италияле итальянец.

Аффиксы -ым, -ем, -ма, -м, -ш, -ыш, -еш образуют от глагольных основ существительные, обозначающие процесс или результат действия: киңәшмә — совещание, кием — одежда, төзелеш — строительство, бүлмә — комната, бас- ма — ступень, мостик и др.

Образуются существительные и посредством аффиксов -ыч, -еч (обозначающих абстрактные действия), -гын, -ген, -кын, -мыш, -дык, -тык: ышаныч — доверие, ташкын — на­воднение, язмыш — судьба, элемтә — связь и др.

Уменьшительные и ласкательные формы имен в татаском языке образуются посредством формообразующих аф­фиксов -чык, -чек, -кай, -кәй: кошчык пташка.

Имена существительные в татарском языке образуются еще путем сложения (слияния) и спаривания: төньяк север (төн -(-якночь + сторона), көнчыгыш — восток (көн 4- чыгыш —* день -+- восход), аккош — лебедь (ак + кошбелая + птица), эшкуар — делец (эш + куарде­ло + будет гнать), бишьеллык — пятилетка (биш + ел­лыкпять + летие,-летка),        үзкыйммәт — себестоимость (уз + кыйммәт — сам, свой + стоимость); дус-иш — друзья, приятели (слова, близкие по значению), көн-төнднем и ночью, беспрестанно (слова с противоположными значениями), имеш-мимеш — толки, слухи (первое слово имеет лексическое значение, второе является как бы его от­звуком), бала-чага — детвора (второй компонент в та­тарском языке не имеет самостоятельного Значения, а в не­которых тюркских языках имеет то же самое значение), ыгы-зыгы — суматоха (компоненты в отдельности не имеют самостоятельного значения).

 

 

 Задание !!!

 

Задание I. Найдите корень, переведите на русский язык и укажите словообразовательные аффиксы имен существительных.

Авырлык — тяжесть, активлык — активность, укучы — ученик, ташчы — каменщик, колхозчы — колхозник, юкә­лек— липняк, липовая роща, җиләклек — ягодник, бер­лек— единство, рубль; тигезлек — равенство, эшче — рабо­чий, игенче — хлебороб, төзүче — строитель, тарак — гре­бень, расческа, иләк — решето, сито; урак — серп, көрәк — лопата, ишкәк — весло, бизэк — узор, ярык — щель, трещи­на, бүлек — отдел, часть; сызык — черта, линия; кунак — гость, себерке—метла, веник; белем знание, бүлмә — комната, кушылма — смесь, киңәшмә — совещание, җые­лыш— собрание, төзелеш — стройка, уңыш — урожай, ус­пех; кичереш — переживание, таяныч —опора, үтенеч просьба, сөенеч — радость, ташкын — поток, авылдаш \ сельчанин, односельчанин, юлдаш — спутник, Попутчик, замандаш — современник, яшьтәш — ровесник, якташ — земляк, калкавыч — поплавок, элемтә — связь, тормыш жизнь, язмыш — судьба, икмәк — хлеб, кисмәк — бочка, кадка; җыентык — сборник, табылдык — находка.

Задание 2. С помощью словообразовательных аффиксов образуйте имена существительные и переведите их на русский язык:

а) при помощи аффиксов -чы/-че от слов балык — ры­ба, тимер — железо, ау — охота, мәгърифәт — просвеще­ние; б)   при помощи аффиксов -лык/-лек от слов: агач дерево, ком — песок, каен — береза, имән — дуб, күз — глаз, бит —лицо, баш — голова, бакчачы — садовод;

в)      при помощи аффиксов -лык/-лек от прилагательных биек — высокий, матур — красивый, киң—широкий, эш­сез — безработный, билгесез — неизвестный;

г)       при помощи аффиксов -лык/-лек от числительных: бер — единица, ике — два, өч — три, беренче — первый.

Задание 3. Определите, от каких слов образованы сложные сущест­вительные:

а) билбау — кушак, төньяк — север, көньяк — юг, кулъяулык — носовой платок; б) аккош — лебедь, кызылка­нат— красноперка, карабодай — гречиха; в) җилкуар — ветрогон, Илгизәр (собств. имя)—путешественник; бишьеллык — пятилетка, өчпочмак — треугольник, ата- ана — родители, исәнлек-саулык — здоровье, агай-эне — братья, кардэш-ыру — родня (см. обор.); г) бала-чага — детвора, савыт-саба — посуда; д) имеш-мимеш — толки, молва, слухи; малай-салай — ребятишки.

 

Оставить комментарий