Использование ТРКМ на уроках татарского языка

МБОУ «СОШ №43»

 

 

 

 

 

Обобщение актуального педагогического опыта:

Использование технологии критического мышления на уроках татарского языка как средство повышения творческой активности учащихся

 

 

 

Выполнила:

учитель татарского языка и

литературы  Абишева А.П.

 

 

 

 

 

Набережные Челны

2014

Содержание

Информация об опыте………………………………………….3

Технология опыта………………………………………………6

Результативность опыта………………………………………15

Библиографический список…………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация об опыте

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен школы?

Прежде всего — умением учиться. У него должны быть сформированы  универсальные учебные действия. Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, у меня возникла необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности технологию развития критического мышления.

     Технология критического мышления — это «изобретение» американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.

Актуальностью  данной  технологии является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Эта технология заинтересовала меня тем, что она простыми и понятными методами позволяет сделать обучение интересным и осмысленным. К тому же в своей педагогической практике пришлось столкнуться с тем, что современного ученика достаточно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в современном поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала. Трудности  вызывает самостоятельный поиск, обработка, организация информации и создание своих информационных объектов. Татарский  язык не является исключением.  На мой взгляд, причина этого кроется  в недостаточно высоком уровне развития мышления, особенно критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый 21 век с новым обликом познавательной культуры.

Таким образом, возникает противоречие между потребностями современной личности в саморазвитии, самореализации, заказом родителей, общества на человека «социально активного, умеющего делать социальный выбор, сознающего и способного отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права» (см. «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования» («Вестник образования» №14 за 2004 г.), и возможностями ребёнка.

Выявленные противоречия я пытаюсь решить, развивая творческие способности личности обучающихся через использование элементов технологии критического мышления.

«Критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления». Поэтому, в основе моей методической работы заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей.

Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью.

Педагогические задачи, стоящие передо мной:

  • помочь личности осознать происходящие в ее психике процессы развития;
  • вызвать их мотивацию;
  • научить ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития.

Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся  анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.

Каким же образом я внедряю эту систему?

Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и  находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска?

Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология опыта

Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Первая стадия (фаза) — вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому  вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Возможные приёмы и методы:

Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приема «Верные и неверные утверждения». Я предлагаю учащимся ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение.

Например,  на уроке татарского языка  в 8 классе при изучении темы  «Исемфигыль (Имя действия)»  я предлагаю  такие утверждения:

— Имя действия – это форма глагола;

— имя действия обладает признаками глагола и прилагательного;

— имя действия больше употребляются в функции существительных;

— имя действия не имеет отрицательную форму.

После знакомства с текстом учебника спрашиваю, что нового ребята узнали, прочитав правило в учебнике?

Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных мною, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания и опыт и материал урока.

Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревновательности, заинтересованность не покидает учеников до конца урока.

Прием «Верите ли вы…» я часто использую при знакомстве с биографией поэта или писателя. Сначала я демонстрирую фотографии или портреты писателя, а затем предлагаю утверждения. Например, при знакомстве с биографией КаюмаНасыйри в 8 классе можно предложить такие утверждения:

  • КаюмНасыйри – автор первых толковых словарей татарского языка.
  • КаюмНасыйри был противником изучения русского языка».
  • Окончил филологический факультет Московского университета.
  • Кроме составления словарей, К. Насыйри больше ничем не занимался.
  • По его произведению снят фильм «Авиценна».

Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей осмысленностью и заинтересованностью отнестись к лекции, учебной статье.

Прием «Кластеры».

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «Фигыль» («Глагол»)
  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В зависимости от цели я организую индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Приём «Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Например, при изучении в 8 классе темы «Н. Дәүли “Бәхет кайда була?”

Бәхет ул — …

  • … әти-әни
  • … туган җир
  • … гаилә
  • … яхшы билгеләр
  • … дуслар

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Постановка целей урока.

— Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит  найти ответ на вопрос, что такое счастье в стихотворении «Бәхет кайда була?” ввидение Н. Даули.

— Обсудите в группе, а  что ещё вам было бы интересно узнать о счастье.

Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих учеников вопросов были следующие: Где бывает счастье? Из чего она состоит? В чем видят счастье лирический герой стихотворения?

Вывод:  информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приёмы и методы: методы активного чтения:

Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

Нәрсә беләбез Нәрсә белергә телибез. Без нәрсә белдек
— “Өлгерәм әле…” хикәясен В. Нуриев язган.

— Бу хикәя;

— Өлгерәм әле – успею ещё;

— Хикәянең исеменнән, без I заттан сөйләнгәнне беләбез;

 

— Хикәянең герое кем?.

— Нишләргә өлгерергә тели;

— Вакыйга кайда һәм кайчан бара;

— геройга характеристика;

— Өлгердеме?;

 

Хикәянең герое – Наил.

Ул дәрес әзерләргә теләми.

Төрле сылтаулар таба.

Вакыйга кич, өйдә.

Наил – ялкау, сылтау таба торган малай.

Өлгермәде.

 

Прием «Инсерт» или «Чтение с пометками». При изучении информации, связанной с новыми  идеями я прошу каждого из участников (пару или группу) сделать индивидуальную таблицу пометок (маркировочную).

Маркировочная таблица

» V « » + «  » — «  » ? « » ! «
знаю новое иначе думал не знаю ответ  готов
         

Для её заполнения  вначале прошу обучающихся во время чтения  делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Важным этапом работы здесь становится обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление).  На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся:  учащиеся соотносят «новую» информацию со  «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Возможные приёмы и методы:

Эффективен, на мой взгляд, прием «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы 4 человек, как в сингапурской структуре.  У каждого ученика должен быть лист бумаги. Я предлагаю учащимся записать на листке одно- три предложения по определенной теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

Прием «толстые» и «тонкие вопросы»

Данный приём я использую  на любой фазе урока. Он может быть применён для самостоятельной учёбной и домашней работы. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приёма учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.

Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения  является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. На первых порах работы с этим приемом я учу детей определять уровень сложности вопроса – относить его к «тонким» или «толстым».Это можно делать на вопросах , которые предлагает учитель или вопросы учебника.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.

«Толстые» вопросы      «Тонкие» вопросы
-Объясните, почему…?

-Почему вы считаете…?

-В чём различие…?

-Предположите, что будет, если…?

-На что похоже?

-Кто? Что?

-Когда? Может…?

-Будет…? Мог ли…?

-Было ли? Согласны ли вы?

-Верно ли?

 

«Толстые» вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы. Вот «толстые» вопросы учеников 8 класса после изучения текста «Идел суы ага торыр»:

* Болгарга ни өчен карвәннәр агылган?(Как вы считаете, почему торговые караваны активно шли в Булгарии?)

*Болгарда сәүдәгәрлек үсмәгән булса, нәрсә булыр иде? (предположите, что было бы, если в Булгарии не было развитое торговля?

* Сәүдәгәрлек үсеше Болгарның үсешенә тәэсир итәме? (Как вы считаете, повлияло ли развитие торговли на развитие Булгарии?

Особо хочется сказать о приеме, который таит в себе большие возможности. Синквейн– один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология исходит из признания чтения оптимальным способом вхождения человека в культуру, письмо же рассматривается как наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению, так как пишущий всегда активен. В моей практике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк

Приём «Шесть шляп».

Предлагаю при решении творческой задачи выполнять за один раз по одному мыслительному действию. Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.

 Тема урока: “Аралашу серләре” тексты (7 класс). Класс делится  на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

1 группа. Белая шляпа.

-расскажите какие есть правила при общении с окружающими.

2 группа. Жёлтая шляпа.

— Подумайте! Почему одних любят, других нет?

3 группа. Чёрная шляпа.

-Докажите: грубость, невоспитанность не украшают людей;

4 группа.  Красная  шляпа.

— Подумайте, какое эмоциональное состояниевы испытываете, когда смеются над недостатками людей?

5 группа.  Зелёная шляпа.

— Что бы вы сделали для того, чтобы сверстники не обижали друг друга?

6 группа. Синяя шляпа.

— Обобщите высказывания других групп.

Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.   

Далее приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области. Их я чаще всего использую в своей работе.Эти приёмы позволяют мне,  сделать учащихся  более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Они дают реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства. Это не готовые рецепты хороших уроков. Используя эту технологию, я  обучалась работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результативность опыта

Разные приёмы развития критического мышления, которые вошли в содержание данной технологии, апробированные  мною дали свои результаты.Уроки стали намного интереснее, успеваемость стала выше.Так, в 8 классе в 1 четверти2013/2014 учебном году качество составлял 58%,  за 2 четверть 2013/2014 учебного года качество составил 66%. На таких уроках нет монотонности, которая быстро утомляет ребят. На таких уроках редко бывают низкие результаты, тем самым снимается нервозность, а это немаловажно для здоровьясбережения.

Уже после полугода  применения в работе различных  приемов критического мышления диагностика уровня творческой активности учащихся (авторы М.И.Рожков, Ю.С.Тюнников и др.) дала положительный результат.

Динамика роста творческой активности учащихся

Класс Кол-во детей Показания творческой активности на начало 1 четверти 2013-14 уч. года Показания творческой активности на конец2 четверти 2013/14 уч. Года.
8класс 12 0,45 0,60

 

Диаграмма роста речевых умений учащихся 8 класса (12 учащихся в группе) в процессе использования элементов технологии критического мышления при обучении развитию речи.

Даже полугодовая  работа с учащимися по технологии критического мышления позволяет существенно пополнить их лексический запас, а следовательно, развить  коммуникативные навыки в целом.

В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. В этом нам помогают приемы технологии РКМ.

Выводы:

Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать  умения и навыки работы с информацией:

  • находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
  • анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
  • сравнивать грамматические категории, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
  • выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации

 

Библиографический список

  1. Амонашвили, Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. / Ш.А. Амонашвили. – Москва-Воронеж. – 1998.
  2. Бутенко,А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика. / Бутенко,А.В. Ходос Е.А. – Красноярск: 2001. – 102 с.
  3. Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически./ И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – СПб : Речь.- 2003.
  4. Загашев, И.О. Критическое мышление – технология развития. / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб.:Скифия. – 2003.
  5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. / Г.К. Селевко. – Москва. — 1998

Оставить комментарий