Мастер-класс Критическое мышление — необходимый навык в 21 веке

Мастер-класс «Критическое мышление. Необходимый навык в XXI веке»

Современная школа должна ребенка научить учиться,

научить жить, научить жить вместе,

 научить работать и зарабатывать.

Мышление – процесс обработки информации головным мозгом. Критическое мышление не означает необоснованную критику или негативность суждений. Это взвешенный подход к любым утверждениям. Умение не принимать ничего на веру без доказательств, быть открытым новым идеям и методам.

Дэвид Клустер в работе “Что такое критическое мышление?” предлагает определение критического мышления, состоящее из пяти пунктов:

  • Во-первых, критическое мышление есть мышление индивидуальное, т.е. каждый индивидум формирует свое мышление, убеждения и выводы.
  • Во-вторых, информация является отправной точкой критического мышления, для того чтобы составить свое мнение нужно прежде изучить то, что ты собираешься проанализировать.
  • В-третьих, нас окружают бесчисленное количество вопросов и мыслить критически – означает постоянно обогащать свои знания.
  • В-четвёртых, умение аргументировать любое решение доводами является ключевым моментом, нужно понимать что есть много мнений, но именно благодаря аргументам человек знает что выбранное им решение самое логичное и рациональное.
  • В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное.Мысль оттачивается тогда, когда ею делятся, мы спорим, обсуждаем и таким образом меняем или углубляем свою позицию.

В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые я чаще всего использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях (семинары, рабочие встречи, педсоветы и т.д.)

Один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. «Шесть шляп мышления». Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

 Суть метода шести шляп.

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии.

Давайте же, рассмотрим, что означает эти «Шесть думающих шляп»

1) Белая шляпа мышления.

Это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры.

2) Красная шляпа.

Шляпа эмоций, чувств и интуиции. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении.

3) Желтая шляпа позитивная.

 подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения

4) Черная шляпа полная противоположность желтой.

В ней вы должны быть пессимистом, Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание.

5) Зеленая шляпа.

Шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи,

6) Синяя шляпа.

«Организация мышления»: чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? Какая работа нам предстоит?

Кстати говоря, многие международные корпорации, такие как British Airways, IBM, Pepsico, DuPont и многие другие, давно взяли на вооружение этот метод.

Кратко расшифруем значение каждой «шляпы мышления» и представим мнение педагогов относительно поднятого вопроса.

«Введение ФГОС в школах

Белая шляпа «Информация»: какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Основная масса педагогической общественности ознакомилась с текстом Стандарта, посетила курсы повышения квалификации по данной тематике.

На сегодняшний день педагоги обладают большим объемом теоретических знаний, однако не всегда знают, как ее применить на практике. 

Желтая шляпа «Преимущества»:  Каковы преимущества? Почему это сработает? Зачем это нужно?

Переход на ФГОС ООО позволит воспитать новое поколение, способное самостоятельно ставить и достигать цели, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, осуществлять рефлексию деятельности, работать с большим объемом информации, взаимодействовать в группе и решать возможные конфликты, что приведет к успешной социализации в обществе.

Черная шляпа «Осторожность»: суждение, оценка. Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Учителя с опаской смотрят на новый Стандарт. Также учителя считают, что новый Стандарт копирует систему образования западных стран. Однако, не адаптируя его к российской действительности, очень сложно получить положительный результат.

Красная шляпа «Эмоции»: интуиция, чувства и предчувствия, которые возникают у учителей при мысли о введении ФГОС в основную школу.

Мнения педагогической общественности весьма похожи. Учителя испытывают чувства опасения, недоверия, тревоги, непонимания и др. И это вполне объяснимо.

Так, по мере разработки стандартов второго поколения в образовательной информационной среде появилось немало новых терминов и понятий – «основная образовательная программа», «планируемые результаты», «универсальные учебные действия», «проектная деятельность», «портфолио», «технологическая карта» и др.

Обилие неизвестных терминов пугает учителей и вызывает чувство недоверия и тревоги.

Зеленая шляпа «Творчество»: различные идеи, предложения. Каковы возможные решения проблемы? Каковы альтернативы? Что может быть предложено для увеличения эффективности?

Решение выше представленных проблем учителя видят в реализации следующих идей:

  • разработки учебников в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования;
  • разработки к каждому учебнику методических рекомендаций для учителей;
  • сокращении количества учеников в классе;
  • сокращении учебной нагрузки учителей;
  • введении доплат к заработной плате учителей за курирование проектной деятельности школьников;
  • усовершенствовании образовательной среды.

Синяя шляпа «Организация мышления»: чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? Какая работа нам предстоит?

Работники системы образования считают, что уже сделан большой шаг по внедрению стандартов нового поколения. Данные стандарты показали свою эффективность в системе начального образования. По мнению учителей, не стоит торопиться с введением ФГОС в основную школу, т.к. все то, что успешно работало в начальной школе, может не прижиться в старшем звене. В связи с этим, по мнению педагогов, предстоит работа по адаптации Стандарта к основной школе.

Прием «Кубик»

Уважаемые участники фокус-группы!  Скажите мне, пожалуйста, какие ассоциации у вас вызывает кубик?

— детские кубики, кубик-рубик, кость.

— Да, у каждого в детстве, согласитесь, были игрушки. Но они не столько развлекали нас, детей, сколько развивали и сегодня перед вами кубик предстанет  в ином виде – как прием технологии развития критического мышления. Кубик состоит из 6 граней, на каждой грани написаны задания: ОПИШИ, СРАВНИ, ПРОАССОЦИИРУЙ, ПРИДУМАЙ, ПРИМЕНИ, ОЦЕНИ. Подумайте, как можно применить этот инновационный прием «Кубик» на уроках?

— наверное, как и в игре: крутят и выполняют задания.

В основе пирамиды  Блума лежат знания — понимания. Несмотря на чрезвычайно важную роль запоминание знаний  в учебном процессе – это умственная деятельность не считается критическим мышлением.  Три высших уровня (анализ — синтез — оценка)           обеспечивают развитие навыков мышления высокого уровня. Однако в процессе обучения стоит помнить, что ни один этап не возможен без предыдущих.

— Уважаемые коллеги! Подумайте и скажите, какое отношение имеет к пирамиде наш кубик?

— кубик также состоит из шести сторон. Задания кубика вытекают из пирамиды Блума.

— да, действительно, сначала добывают знания – это уровень воспроизведения знаний, потом этап понимания, применение ,анализ, синтез и т.д.

— Кубик является моделью пирамиды Блума.

Молодцы! Ваш мозговой штурм удался. Действительно, (слайд кубик) на первом этапе:

ОПИШИ. Здесь ученики воспроизводят ранее изученный материал по предложенной теме.

ПРОАССОЦИИРУЙ. Здесь ученик показывает способность понимать изученное, а если урок освоения новых знаний, то высказывает предположение в соответствии с новой темой.

ПРИМЕНИ. На этом этапе применяется умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях, например в упражнениях.

СРАВНИ. Находит сходства и различия между изученной информацией и вновь приобретённой.

ПРИДУМАЙ. Этот этап синтеза, обобщения из полученной информации в творческом виде: устной журнал, сочинение, открытка, синквейн.

ОЦЕНИ.  Это этап рефлексии. Где ученик отвечает на вопрос: «Для чего мне эти знания и где они мне пригодятся?»

Таким образом, приём «Кубик» можно использовать на конкретном этап урока или на протяжении всего урока.

я предлагаю освоить приём «Кубик» и вам, уважаемые члены жюри, коллеги, зрители. Ведь главное в освоении знаний – это знания, добытые и присвоенные вами.

Скажите, пожалуйста, какова главная цель работы каждого из нас на сегодняшний день:

— совершенствование качества преподавания.

— верно, спасибо. Есть много инновационных развивающих методик для я предлагаю рассмотреть одну, вам хорошо знакомую: «Сингапурскую структуру обучения» а рассмотрим ее с помощью приема «Кубик» 

Опиши. Расскажите, что представляет собой сингапурская система обучения?

В Сингапуре образовательная система за последние 10-15 лет совершила мощный рывок, дала впечатляющие результаты. Цель сингапурских обучающих структур – активизация школьников, вовлечение их в учебный процесс, дать возможность школьникам работать на уроках больше или наравне с учителем.

Проассоциируй. Ассоциируется с игровым видом деятельности. Или разв. Обучением.

Сравни. Можно сравнить  с традиционной системой обучения.

Примени. Можно применить на разных уроках и  на разных этапах урока.

Оцени. Основной целью применения сингапурских обучающих структур является создание стимулирующей среды, которая мотивировала бы каждого ученика учиться на протяжении всей жизни, получать новые знания и навыки, осваивать технологии, развивать дух инновации и предпринимательства, уметь рисковать и брать на себя ответственность и обязательства.

Итак, первый этап: «Опиши».

Расскажите, что представляет собой Сингапурская система обучения?

-Этот система обучающих структур, направленных на активизацию школьников, вовлечение их в учебный процесс. Она даёт возможность школьникам работать на уроках больше или наравне с учителем. Она создаёт мобильную, творческую личность.

— Второй этап: «Ассоциация».

  Ассоциируется с развивающим обучением, основанном на привлечении всех видов памяти: слуховой, зрительной, логической, ассоциативной. А главное, на привлечении интереса. Ведь ещё древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, корень учения меняет вкус и вызывает вполне здоровый аппетит.

— Третий этап: «Сравни».

Можно сравнить с традиционной системой обучения. Самое же главное отличие в том, что происходит не механическое запоминание материала, а «открытие нового знания». Согласитесь, ни для кого не секрет, что лишь 10-30 % сведений услышанных или прочитанных остаётся в памяти ученика. И 80-90 % знаний усваивается учениками, если они добыли их в результате самостоятельной практической деятельности.

— Четвёртый этап: «Примени».

  Можно применять сингапурские методы и приёмы на разных типах и на разных этапах урока.

-Пятый этап: «Придумай, создай».

  Например, приём «РАФТ» (Роль-Аудитория-Форма-Тема) я применила на уроке по творчеству Тютчева. Ученики создавали открытку по временам года в творчестве поэта.

-Шестой этап: «Оцени».

Подводя итог, можно сказать, что Сингапурская система обучения – это гарантия и условие сценирования успешного качественного современного урока.

В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей

Схемы Фишбоун дают возможность:

  • организовать работу участников в парах или группах;
  • развивать критическое мышление;
  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
  • ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Формы работы на уроке

  • Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
  • Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

Критическое мышление, как и умение рыбачить, является искусством и навыком и требует времени для оттачивания мастерства. Каждый человек должен уметь с малых лет критически обдумывать мир вокруг нас и нашу роль в ней.

Оставить комментарий