Примерная рабочая программа учебного предмета «Родной (татарский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке

ОДОБРЕНА

решением федерального

учебно-методического объединения

по общему образованию

(протокол от 16 мая 2017 г. № 2/17)

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Родной (татарский) язык»

для общеобразовательных организаций

с обучением на русском языке

 

 

Составители:

доктор педагогических наук,

Ф.Ф.Харисов

 

доктор педагогических наук,

Ч.М.Харисова

 

кандидат педагогических наук,

Г.Р. Шакирова

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ОБУЧЕНИЕМ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ (1-4 КЛАССЫ)  

Планируемые предметные результаты освоения  учебного предмета «Родной (татарский) язык»

Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Содержание учебного предмета «Родной (татарский) язык»

 

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ОБУЧЕНИЕМ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ (5-9 КЛАССЫ)  

Планируемые предметные результаты освоения  учебного предмета «Родной (татарский) язык»

Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Содержание учебного предмета «Родной (татарский) язык»

 

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ОБУЧЕНИЕМ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ (10-11 КЛАССЫ)  

Планируемые предметные результаты освоения  учебного предмета «Родной (татарский) язык»

Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Содержание учебного предмета «Родной (татарский) язык»


 

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»

ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ОБУЧЕНИЕМ

НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ (1-4 КЛАССЫ)

 

Целью программы является развитие устной и письменной речи учащихся, совершенствование речевой деятельности по всем ее видам, формирование и развитие лингвистической компетенции.

Задачи изучения учебного предмета следующие:

  • обеспечение мотивации обучения родному языку;
  • формирование первоначальной лингвистической компетенции по всем уровням татарского языка;
  • воспитание положительного ценностного отношения и уважения к родному языку;
  • формирование гражданских и патриотических чувств;
  • овладение умениями связной устной и письменной речи;
  • развитие культуроведческой компетенции учащихся.

 

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»

         Планируемые предметные результаты освоения с учетом общих требований Стандарта и специфики учебного предмета «Родной (татарский) язык» должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования:

  • овладение первоначальными знаниями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства народов Российской Федерации;
  • осознание языка как значимой части национальной культуры, как средства общения между разными народами;
  • воспитание позитивного отношения к овладению литературными нормами устной и письменной речи;
  • овладение орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами татарского языка, первоначальными сведениями о татарском речевом этикете, умение выборочного использования языкового материала, необходимого для коммуникации в объеме изученного программного материала;
  • использование полученных знаний по татарскому языку в познавательной и коммуникативной деятельности при различных жизненных ситуациях (в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях).

         В результате усвоения татарского языка учащиеся осознают язык как средство коммуникации, как национально-культурный феномен. К концу 4-го класса они воспринимают владение нормами устной и письменной речи по родному языку как показатель развития общей культуры человека.     

         Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного контроля, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»

Материал учебного предмета «Родной (татарский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (1-4 классы) структурирован в соответствии с видами речевой деятельности и  следующими разделами языкознания: фонетика и орфография, лексикология, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, развитие речи.

Аудирование.

Понимание содержания прослушанного текста, ответы на вопросы по его содержанию, проведение беседы с целью определения основной мысли текста.

Говорение.

Использование изученных языковых единиц с учетом речевой ситуации. Составление диалогической и монологической речи с соблюдением орфоэпических и интонационных норм родного языка. Использование образцов татарского речевого этикета по различным темам в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях.

Чтение.

Понимание содержания прочитанного текста с соблюдением орфоэпических норм, определением логического ударения. Определение темы и основной мысли текста.

Письмо.

Формирование навыков письма букв, звукосочетаний, слогов, слов и предложений. Письмо под диктовку и переписывание текста на изученное правило. Составление небольшого письменного текста на основе просмотренной картины (рисунка) или видеозаписи, с привлечением увиденного (услышанного) материала.

Фонетика.

Звуки речи. Выделение отдельных гласных и согласных из прослушанного слова. Определение количества и последовательности  букв и звуков. Сравнение слов, отделяющихся друг от друга одним или несколькими буквами (звуками).

Определение гласных и согласных, твердых и мягких, ударных и безударных, звонких и глухих согласных.

Слог. Деление слова на слоги. Определение ударного слога.

Графика.

Понятие о буквах и звуках. Гласные и согласные звуки. Мягкие и твердые гласные и их буквенные обозначения.  Сравнение мягкого и твердого произношения слов. Значение гласных в твердом и мягком произношении слов. Буквы е, ë, ю, я. Твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки.

Чтение.

Формирование послоговое, беглое чтение с соблюдением произносительных норм. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с соблюдением нужной интонации и паузы в соответствии с проставленными знаками препинания. Осознанное и выразительное чтение небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).

Письмо.

Выполнение гигиенических норм при письме. Овладение быстрыми и ритмичными движениями руки и пальцев при письме. Правописание строчных и заглавных букв. Письмо под диктовку слов и предложений, у которых не расходятся произношение и правописание. Осознание необходимости соблюдения при письме таких графических средств, как интервал между словами, проставление знака переноса между ними. 

Слово и предложение.

Лексическое значение слова. Выделение слова из предложения. Наблюдение над порядком расположения  слов в предложении. Изменение порядка слов в предложении.

Орфография. Ознакомление с правилами орфографии:

  • раздельное написание слов;
  • написание букв о и ө в первом слоге татарских слов;
  • заглавная буква в начале предложения, знаки препинания – точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;
  • деление слов на слоги, перенос слов по слогам.

Развитие речи. Понимание содержания прочитанного или прослушанного текста. Составление небольших текстов с использованием сюжетных картин, на основе личных наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия.

Определение гласных и согласных звуков. Выделение ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных. Характеристика звуков: гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой. Деление на слоги. Произношение звуков и звукосочетаний с соблюдением орфоэпических норм современного литературного языка. Элементы фонетического анализа.

Графика.

Звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Употребление разделительных знаков (ъ и ь). Соотношение звуков и букв в словах с е, ë, ю, я. Интервал между словами, знак переноса. Знание татарского алфавита. Использование алфавита при работе со справочной литературой.

Лексика.

Слово как единство произносимого и значимого. Определение семантики слова по толковому словарю. Наблюдения над однозначными и многозначными словами, над употреблением речи синонимов и антонимов.

Состав слова.

Понятие об однокоренных словах, их отличия от синонимов и омонимов. Определение корня слова и аффикса. Понятие о словообразовательных аффиксах. Выполнение упражнений с элементами словообразовательного анализа.

Морфология.

Понятие о частях речи. Имя существительное, его значение и употребление в речи. Вопросы имен существителных. Определение имен существительных, отвечающих на вопросы кем? нәрсә? Собственные и нарицательные имена. Формы единственного и множественного числа. Названия и вопросы падежей. Склонение имен существительных. Имена с аффиксами притяжательности. Выполнение упражнений на морфологический анализ существительных.

Имя прилагательное:  его значение и употребление в речи. Вопросы прилагательных, выражение различных признаков предметов. Степени сравнений имен прилагательных. Выполнение упражнений на морфологический анализ имен прилагательных.

Местоимения. Понятие о местоимениях. Личные местоимения: значение, употребление в речи, формы единственного и множественного числа, склонение личных местоимений.

Глагол. Значение глагола и употребление в речи. Определение глаголов, отвечающих на вопросы нишли? (что делает?), нишләде? (что делал?), нишләр? (что будет делать?). Спряжение глаголов. Формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Утвердительная и отрицательная формы глаголов. Выполнение упражнений на морфологический анализ глаголов.

Наречие. Его значение, вопросы, употребление в речи.

Послелоги, их значение в речи.

Частицы да, дә, та, тә, гына, генә, кына, кенә, ук, үк, ич, бит. Правописание частиц.

Синтаксис.

Выделение слов, слосочетаний и предложений. Разные по цели высказывания предложения, знаки препинаний при них. Чтение различных коммуникативных предложений с соответствующей интонацией.

Понятие о главных членах предложения. Определение связи слов в  словосочетаниях и предложениях с помощью наводящих вопросов.

Определение предложений с однородными членами с союзами һәм, ә, ләкин. Составление собственных предложений с союзами и без них с интонацией перечисления.

Определение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация.

Формирование орфографической зоркости, уместное использование правил правописания:

  • правописание букв о, ө, э;
  • правописание букв, обозначающих согласные звуки;
  • перенос слов;
  • заглавные буквы в начале предложения и в именах собственных;
  • разделительные знаки (ъ, ь);
  • твердые согласные [гъ], [къ];
  • обозначение в письме звука гамза — һәмзә [ ’ ];
  • знаки препинания в конце предложения;
  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи.

Выражение своего мнения с учетом ситуации, цели и адресата общения. Аргументированное выражение своего мнения. Овладение основными элементами проведения беседы: вводное слово, поддержание темы и ее продолжение, привлечение внимания собеседника и т.д. Усвоение норм татарского речевого этикета в процессе повседневной учебной деятельности и во внеклассных мероприятиях: приветствие, прощание, извинение, благодарение, обращение с просьбой и др. Особенности татарского речевого этикета при общении с собеседником, уровень владения которого не всегда соотвествует требованиям программы.  Составление собственных речевых (монологических) высказываний описательного или оценочного характера.

Текст.

Понятие о тексте. Семантическое единство предложений в тексте. Озаглавливание текста. Последовательность составляющих текста. Абзац. Составление плана по содержанию текста. Составление текста по предложенному плану. Особенности описательного, повествовательного текста.

Особенности составления письменных текстов с учетом пунктуальности, правдивости, выразительности описываемых событий (фактов).

Ознакомление с различными видами изложений и сочинений (без заучивания правил): изложение на основе полного или частичного использования предложенного текста, изложение с элементами сочинения, повествовательно-описательное сочинение и др.

1 класс

Предварительный устный курс

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. 

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв.

Букварный период

Составление слогов, слов, словосочетаний.  Формирование навыков составления предложений. Деление на слоги.

Ознакомление  с согласными звуками [б], [п], [д], [т], [ж],[ш], [з], [с], [и], [й], [л], [м], [н], [р], [у], [ф], [ц], [щ].

Специфика произношения звуков [а], [о], [э], [w], [гъ], [къ], [х], [ч], [ы] и обозначение их на письме.

Чтение слов, словосочетаний и предложений со звуками [ә], [ө], [ү], [җ], [ң], [һ].

Татарский язык

Речь.

Устная и письменная речь. Этика общения.

Слово ислог.

Деление слова на слоги. Произношение и правописание слогов и слов.

Звуки и буквы.

Алфавит. Слова с заглавной буквой.

Гласные звуки, их классификация. Перенос слов. Ударение.

Согласные звуки, их класификация.

Слова, выражающие предмет, его действие и признак.

От слова к предложению

Понятие о знаках препинаний в конце предложений. Понятие о главных членах предложения. Составление предложений, связь между словами.

Развитие связной речи.

2 класс

Звуки и буквы

Гласные звуки. Сингармонизм. Правописание букв, обозначающих гласные звуки.

Гласные  [а], [э], [о], [ө], [ы] в татарском и русском языках. Буквы я, ю, е и првописание слов с ними.

Согласные звонкие и глухие. Произношение согласных [w], [гъ], [къ], [х], [ч]; [җ], [ң], [һ].

Правописание и произношение слов с буквами ц, щ, ъ, ь.

Словарные и объяснительные диктанты.

Слово.

Слог. Понятие о словесном ударении.

Корень слова.

Морфология.

Имя существительное.

Правописание собственных имен. Формы единственного и множественного числа. Правописание аффиксов множественного числа, соспоставление их с русским языком.

Глагол.

Понятие о временах глагола. Сопоставление с русским языком.

Имя прилагательное.

Употребление прилагательных в речи. Особенности прилагательных в татарском и русском языках.

Синтаксис.

Составление словосочетаний и предложений. Порядок слов (главных членов)  в предложении, соспоставление с русским языком.

Обобщенное повторение за год.

Развитие связной речи.

3 класс

Слово

Слово единство произносимого и семантического. Прямое и переносное значение слова. Синонимы, омонимы и антонимы.

Ознакомление со словарями, формирование умение работать с ними. Словрные диктанты.

Состав слова и словообразование.

Корень и аффикс. Производные слова. Однокоренные слова. Особенности присоединения аффиксов в татарском и русском языках. Сложные и парные слова.

Морфология.

Нарицательные и собственные имена сущствительные. Склонение имен. Особенности склонения имен существительных на носовые согласные.

Прилагательные.

Синонимы и антонимы. Употребление прилагательных в предложении. Особенности синтаксической связи между прилагательным и существительным в татарском языке.

Имя числительное, его значение, вопросы. Особенности синтаксической связи между числительным и существительным в татарском языке

Местоимение.

Склонение личных местоимений. Понятие о вопросительных местоимениях.

Глагол.

Спряжение глаголов изъявительного наклонения. Сопоставление с временными и личными формами глаголов татарского и русского языков.

Синтаксис.

Составление словосочетаний и  предложений с использованием изученных частей речи.

Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, повелительные, восклицательные. Определение главных членов предложения.

Понятие об определении. Особенности синтаксической связи между определением и определяемым словом в татарском языке.

Порядок слов (подлежащего и сказуемого, определения и определяемого слова) в татарском языке.

Обобщенное повторение за год.

Развитие связной речи.

 

4 класс

Морфология.

Имя существительное.Склонение существительных на звонкие, глухие и носовые согласные.

Имя прилагательное.  Степени сравнения прилагательных.

Имя числительное.Количественные и порядковые числительные. Особенности употртебления существительных при числительных в татарском языке.

Местоимение.Указательные местоимения.

Глагол. Прошедшее и будущее время, спряжение глаголов изъявительного наконения.

Синтаксис.

Словосочетание и предложение в татарском и русском языках, порядок слов в них.

Главные члены предложения. Выражения подлежащего существительными и личными местоимениями.

Выражение сказуемого глаголами изъявительного наклонения и прилагательными.

Второстепенные члены предложения. Выражение определения прилагательными и порядковыми числительными.

Понятие о дополнениях.

Нераспространенные и распространенные предложения.

Обобщенное повторение за год.

Развитие связной речи.

 


 

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Основные темы программы Всего часов Основные виды учебной деятельности

 

1 класс
Предварительный устный  курс 32 Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. 

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв.

Букварный период. 47 Анализ буквенного состава слов.

Сравнение заглавных и строчных букв.

Сравнение написанных букв с предложенным учителем образцом.

Закрашивание тех частей рисунка, в которых имеется изучаемая буква. Списывание с печатного и письменного текста слова и небольших предложений.

Списывание слов, предложений в соответствии с изучаемой темой.

Татарский язык.

Речь.

 

 

3

Понимание случаев использования устной и письменной речи; обсуждение возможностей аудио-, видеотехники записывание и воспроизведение речи; наблюдение за словарными словами; запоминание правильного произношения слов.
Слово и слог. 3 Перенос слов по слогам.

Классификация слов по количеству слогов.

Деление слов на слоги и определение их количества.

Нахождение и исправление ошибок, допущенные при делении слов на слоги.

Звуки и буквы. 5 Классификация звуков татар­ского языка.
От слова к предложению. 3 Сравнение предложения, сло­восочетания, слова; описывание их сходства и различия.

Анализ предложения с нарушенным порядком слов; нахождение в предложениях смысловые пропуски и ошибки в графическом оформлении предложений; наблюдение за распространением предложений.

Развитие связной речи. 6 Соотношение текста и заголовки, выбор наиболее подходящего заголовка из предложенных.

Определение границ предложений, выбор знака препинания в конце предложений.

Составление устного рассказа с опорными словами, с опорой на рисунок.

Определение значения слова, пользуясь толковым словариком в учебнике или толковым словарем (сначала с помощью учителя.

2 класс
Звуки и буквы. 35 Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове. Обоснование написания слов.

Нахождение в слове согласных. Правильное произношение согласных. Оценка соответствия написания слов орфоэпическим нормам. Нахождение допущенных в тексте ошибок.

Комментарии правописания и произношения предложенных учителем слов.

Различие звуков и букв, определение места, где могут пригодиться знания об алфавите, называя правильно буквы и располагая их в алфавитном порядке.

Оценка своих достижений при выполнении заданий.

Слово. 8 Характеристика особенностей ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации.

Анализ уместности использования средств устного общения в разных ситуациях, во время монолога и диалога. Оценка правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе.  Анализ норм речевого этикета, оценка собственной речевой культуры. Выражение собственного мнения, аргументируя его с учетом ситуации общения.  

Отличие текста от других записей по его признакам, определение темы и главной мысли текста.

Морфология. Имя существительное. 8 Группировка слов по частям речи.  Нахождение основания для классификации имен существительных, имен прилагательных, глаголов Знание употребления  существительных в речи. Умение опознавать имена собственные и нарицательные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что? Изменение существительных по числам.
Глагол. 9 Употребление  глаголов в речи. Умение опознавать глаголы, отвечающие на вопросы «что делает? что делают?» и «что делал? что делали?»
Имя прилагательное. 5 Определение значения и умение употреблять  имена прилагательные в речи. Различать имена прилагательные, отвечающие на вопросы «какой?» и «который»?
Синтаксис. 13 Отличие группы слов, не составляющих предложение. Определение границ предложения в деформированном тексте, выбор знака препинания для обозначения конца предложения.

Обоснование выбора знака препинания в конце предложения.

Нахождение главных членов предложения.

Развитие связной речи. 24 Последовательность предложений в тексте. Составление рассказа по серии картинок, вопросам и опорным словам. Воспроизведение (пересказ) текста в соответствии с предложенным заданием: подробно или  выборочно
3 класс
Слово. 10 Различение слова и предложения. Овладение с понятиями «прямое и переносное значение слова»; «синонимы, антонимы, омонимы». Ознакомление со словарями.

Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Состав слова и словообразование. 10 Овладение понятием «однокоренные слова». Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Выделение в словах с четким  морфемным швом корня, суффикса. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов. Разбор слова по составу.
Морфология.

Имя существительное.

10 Формы единственного и множественного числа имен существительных. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Имя прилагательное. 5 Употребление прилагательных в речи. Формы степеней сравнения имен прилагательных.
Имя числительное. 4 Употребление количественных имен числительных в речи.
Местоимение.

 

5 Общее представление о местоимении. Изменение местоимений по падежам. Употребление личных местоимений в речи.
Глагол. 10 Значение и употребление глаголов в речи.  Изменение глаголов по временам.
Синтаксис. 22 Различение предложения, словосочетания, слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (определения). При помощи смысловых вопросов установление связи между словами в словосочетании и предложении.

Развитие связной речи. 26 Овладение основными видами речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).

Обогащение активного и пассивного словаря учащихся. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической и монологическими формами речи. Овладение нормами татарского речевого этикета в ситуациях учебного и бытового.

Работа над текстом: озаглавливание, составление планов к предложенным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

4 класс
Морфология.

Имя существительное.

10 Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Имена существительные с аффиксами принадлежности. Различение значения форм принадлежности существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. 6 Значение и употребление в речи. Формы степеней сравнения и синтаксические функции прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных.
Имя числительное . 6 Значение и употребление в речи. Количественные и порядковые числительные. Синтаксические функции числительных. Морфологический разбор имен числительных.
Местоимение. 8 Значение и употребление в речи. Личные и вопросительные местоимения. Различение падежных форм личных и вопросительных местоимений.
Глагол. 10 Глаголы повелительного и изъявительного наклонения. Спряжение глаголов изъявительного наклонения настоящего, прошедшего и будущего времени. Морфоллгический разбор глаголов.
Синтаксис. 29 Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но; знаки препинания при них. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение.

Различение простых и сложных предложений.

Развитие связной речи. 33 Обогащение активного и пассивного словаря учащихся с точки зрения содержания и формирования правильности речи  стилистической и орфоэпической. Владение диалогической и монологической формами речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Соблюдение особенностей татарского речевого этикета при общении с людьми, плохо владеющими  татарским языком.

Составление планов к предложенному тексту. Создание собственных текстов по предложенным планам: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

 


 

Примерное количество письменных, тестовых и проектных работ

(по годам обучения)

Татарский язык 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Словарный диктант 4 4 4
Контрольный диктант 4 4 5
Изложение 1 1 1
Сочинение 1 1 1
Тестирование 1
Проекты 1
Всего   10 10 13

 


 

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ОБУЧЕНИЕМ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ (5-9 КЛАССЫ)

 

Объём  знаний по родному языку определяется социальными требованиями общества, развитием науки о языке и возможностями использования родного языка.

Основной целью обучения родному языку учащихся 5-9 классов общеобразовательных организаций с обучением на русском языке является реализация требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования,  а также формирование  в процессе обучения у учащихся школ с русским языком обучения лингвистической, коммуникативной, культуроведческой  компетенций.

Основные задачи обучения родному языку в общеобразовательных организациях с обучением на русском языке (для  изучающих татарский язык как родной):

  1. Усиление мотивации к изучению родного языка, заложенной в начальных классах, уважительное отношение к своей национальности, его истории и культуре, а также воспитание положительного отношения к представителям других национальностей и их духовному наследию.
  2. Последовательное обучение в соответствии со всеми видами речевой деятельности и разделами татарского языкознания.
  3. Освоение различных способов искусства общения; обучение красивому и грамотному общению на родном языке.
  4. Совершенствование умений и навыков устной и письменной речи. Научить пользоваться всеми возможностями родного языка в повседневной жизни.
  5. Беспрерывное получение знаний и накопление опыта комммуникации посредством родного языка.
  6. Формирование навыков использования родного языка как средства получения знаний по другим предметам.
  7. Привлечение учащихся к изучению наследия татарской национальной культуры.
  8. На уроках родного языка учитывать взаимосвязь образовательных и воспитательных задач. Обратить внимание на воспитательное значение при выполнении письменных работ (изложений и сочинений).
  9. Совершенствование логического мышления учащихся. Умение связно, доступно и последовательно излагать свои мысли на родном языке в устной и письменной форме.
  10. Совершенствование умений и навыков чтения, письма, работы с учебником, дополнительной и справочной литературой.

 

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования сформулированы следующие требования к освоению учебного предмета «Родной язык»:

  • воспитание патриотизма к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального (татарского) народа России; осознание своей этнической принадлежности; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края и России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, осознанному выбору профессии на основе формирования уважительного отношения к труду;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной жизни;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, готовности и способности вести диалог с ними и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения социальной жизни; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
  • формирование нравственных чувств и поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении с окружающими в образовательной и общественно-полезной деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование основ экологической культуры;
  • осознание значения семейных ценностей, формирование и развитие уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
  • развитие эстетической культуры через освоение художественного наследия татарского народа и других народов России и мира.

Предметные результаты с учетом общих требований Стандарта и специфики учебного предмета «Родной (татарский) язык»  должны обеспечивать:

  • совершенствование видов речевой деятельности, обеспечивающих эффективное овладение учебным предметом «Родной (татарский) язык» и взаимодействие с окружающими в ситуациях формального и неформального межэтнического и межкультурного общения;
  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
  • использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
  • систематизация научных знаний о языке, осознание взаимосвязи его уровней, освоение базовых понятий лингвистики;
  • формирование и развитие навыков проведения различных видов анализа слова: фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста;
  • овладение основными нормами литературного родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами татарского речевого этикета, приобретение опыта их использования в устной и письменной речевой практике;
  • формирование ответственности за языковую как общечеловеческую ценность.

 

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 5-9 классы

«Речевое общение. Речевая деятельность»

Выпускник научится:

  • понимать роль родного языка в жизни общества; роль русского языка как средства межнационального общения;
  • различать смысл понятий: устная и письменная речь, монолог, диалог, ситуация общения;
  • различать основные признаки разговорной речи;
  • определить особенности научного, публицистического, официально-делового стилей;
  • выделить признаки текста и его различных типов;
  • соблюдать основные нормы татарского литературного языка, нормы татарского речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать разговорную речь и различные стили;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение непонятных слов.

«Фонетика. Орфоэпия. Графика»

Выпускник научится:

  • сделать фонетический разбор слова;
  • осознать важность сохранения орфоэпических норм татарского языка при общении;
  • научиться находить и правильно использовать в соответствующих ситуациях найденную в орфоэпических словарях и других справочниках информацию.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выделить основные выразительные средства фонетики;
  • выразительно читать тексты из прозы и поэзии;
  • находить и грамотно использовать в мультимедийной форме необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников.

«Морфемика и словообразование»

Выпускник научится:

  • делить слова на морфемы;
  • определить основные способы словообразования;
  • уметь образовывать новые слова из заданного;
  • изучая морфемику и словообразования, грамотно писать, определять части речи и члены предложений.

Выпускник получит возможность научиться:

  • увидеть смысловую связь между однокоренными словами;
  • понимать значимость частей словообразования как одного из изобразительно-выразительных средств художественной речи;
  • уметь находить нужную информацию из словарей и справочников по словообразованию;
  • уделять внимание этимологической стороне слова при объяснении правописания и лексического значения слова.

«Лексикология и фразеология»

Выпускник научится:

  • провести лексический анализ слова;
  • объединять слова в тематические группы;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • распознавать фразеологические обороты;
  • придерживаться лексических норм при устной и письменной речи;
  • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
  • наблюдать за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах (метафора, эпитет, олицетворение);
  • пользоваться различными видами лексических словарей (толковых, синонимов, антонимов, фразеологизмов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • сделать общую классификацию словарного запаса;
  • различать лексическую и грамматическую значения слова;
  • опознавать различных омонимов;
  • оценить свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать лексико-фразеологические средства в публицистических и художественных текстах, знать лексические средства, используемые в научном и деловом стилях;
  • находить из различных лексических словарей (толковых, синонимов, антонимов, фразеологизмов, иностранных языков) и мультимедийных средств необходимую информацию.

«Морфология»

Выпускник научится:

  • различать части речи татарского языка;
  • определить морфологические признаки слов;
  • использовать различные формы частей речи в рамках норм современного татарского литературного языка;
  • применять знания и умения по морфологии на практике правописания и проведения различных видов анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

  • исследовать словарный запас морфологии;
  • различать грамматические омонимы;
  • опознавать морфологические единицы в публицистических и художественных текстах, знать морфологические формы, используемые в научном и деловом стилях;
  • находить нужную информацию из различных словарей и мультимедийных средств по морфологии.

«Синтаксис»

Выпускник научится:

  • опознавать словосочетания и предложения и их виды;
  • исследовать состав, значение, особенности употребления словосочетаний и предложений;
  • употреблять различные синтаксические формы частей речи в рамках современного татарского литературного языка;
  • уметь использовать знания и навыки по синтаксису и в других видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

  • опознавать синтаксические средства в публицистических и художественных текстах, знать синтаксические формы, используемые в научном и деловом стилях;
  • провести функционально-стилистический анализ синтаксических конструкций, использование различных синтаксических конструкций как средств усиления выразительности речи.

«Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • соблюдать в письме орфографические и пунктуационные нормы;
  • найти и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • найти и пользоваться в письме необходимой информацией из орфографических словарей и справочников.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать важности сохранения в речи орфографических и пунктуационных норм;
  • находить нужную информацию из различных словарей и мультимедийных средств и грамотно использовать их в письме.

«Стилистика»

Выпускник научится:

  • определять функциональные стили, выделив их жанровые особенности;
  • выступать перед аудиторией, определив тему, цель и задачи своего выступления;
  • выбирать языковые средства с учетом возрастных, психологических особенностей и соответствия темы уровню знаний слушателей.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать и объяснять особенности устной и письменной речи;
  • работать с текстами в различных стилях и жанрах;
  • переводить различные тексты с татарского языка на русский, учитывая нормы устной и письменной речи.

«Язык и культура»

Выпускник научится:

  • распознать языковые единицы с национально-культурным компонентом на примерах устного народного творчества, исторических и художественных произведений;
  • находить примеры подтверждающие мысль о том, что изучение языка помогает лучше знать историю и культуру страны;
  • грамотно пользоваться правилами культуры татарской разговорной речи в повседневной жизни: в учебе и во внеклассных мероприятиях.

Выпускник получит возможность научиться:

  • показать тесную связь языка с культурой и историей народа через определенные примеры;
  • сравнивать нормы культуры татарской речи с правилами культуры речи других народов, живущих в России.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»

Структура программы отражает основную направленность татарского языка на формирование и развитие коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций. В ней имеются три содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

  • содержание, направленное на формирование и развитие коммуникативной компетенции;
  • содержание, направленное на формирование и развитие лингвистической компетенции;
  • содержание, направленное на формирование и развитие культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена в разделах «Речевое общение», «Речевая деятельность», «Функциональные разновидности языка», «Культура речи».

Вторая содержательная линия включает разделы «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография и пунктуация», «Стилистика».

Третья содержательная линия представлена в разделе «Язык и культура», в котором изучаются отражение в языке культуры и истории татарского народа, его место и связь с другими народами, живущими в России;  нормы и особенности татарской разговорной речи; татарский речевой этикет.

Содержание, обеспечивающее формирование и развитие коммуникативной компетенции

 

Речевое общение.

Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное, устное и письменное, диалогическое и монологическое и их особенности.

Сферы речевого общения: бытовая, социально-культурная, научная, официально-деловая.

Ситуация речевого общения и ее компоненты: участники и обстоятельства, речевого общения;  личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Овладение нормами речевого поведения  в типичных учебных ситуациях и во внеклассной работе.

Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата.

Речевая деятельность.

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности и их особенности.

Чтение: культура работы с книгой и другими источниками информации, включая СМИ и ресурсы Интернет, приемы работы с ними. Овладение различными видами чтения.

Аудирование: понимание коммуникативных целей говорящего, понимание на слух различных текстов, установление смысловых частей текста и определение их связей.

Говорение.

Продуцирование устных монологических высказываний на различные темы. Участие в диалогах.

Письмо.

Умение передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме. Создание собственных письменных высказываний  на различные темы. Написание сочинений, отзывов и рецензий.

Текст как продукт речевой деятельности. Его смысловая и композиционная целостность.  Тема, основная мысль текста. Различные функциональные типы речи: описание, повествование, рассуждение. Анализ текста  (его темы, основной мысли, принадлежности определенному стилю).

Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили и их жанры.

Культура речи.

Понятие о культуре речи, основные ее составляющие.

Содержание, обеспечивающее формирование и развитие

лингвистической (языковедческой) компетенции

 

Фонетика. Орфоэпия.

Фонетика как раздел науки о языке. Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел науки о языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Фонетический анализ слов.

Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.

Графика.

Графика как раздел науки о языке. Звуки и буквы.

Соотношение звука и буквы. Знание алфавита.

Морфемика и словообразование.

Морфемика и словообразование как разделы науки о языке. Корень слова. Однокоренные слова. Особенности словообразования  различных частей речи. Основные способы образования слов: образование слов с помощью морфем; сложение как способ словообразования; переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов и т.д.

Усвоение морфемы как минимальной значимой единицы языка, ее значение в образовании новых слов и форм.

Определение способов образования слов.

Использование различных словарей (словообразовательных, этимологических).

Лексикология и фразеология.

Лексикология как раздел науки о языке. Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значения слова.

Толковый словарь татарского языка.

Синонимы, антонимы и омонимы родного языка. Словари синонимов  и антонимов.

Исконно татарские и заимствованные слова.

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, сленг.

Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова и неологизмы. Неологизмы.

Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизмы. Словарь фразеологизмов.

Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением.

Лексический анализ слова.

Использование различных словарей.

Морфология.

Морфология как раздел науки о языке.

Система частей речи в татарском языке. Принципы выделения частей речи.

Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, наречие, имя числительное, местоимение, глагол, звукоподражательные слова.

Предикативные слова.

Модальные части речи: частицы, междометия, модальные слова.

Служебные части речи: предлоги и союзы.

Определение принадлежности слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам. Морфологический анализ частей речи.

Синтаксис.

Синтаксис как раздел науки о языке. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слова в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания.

Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Однородные члены предложения. Предложения с обособленными членами.

Виды простого предложения: односоставные и двусоставные предложения, распространенные и нераспространенные, полные и неполные, утвердительные и отрицательные предложения.

Виды сложных предложений: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Виды сложноподчиненных предложений по структуре и значению.

Прямая и косвенная речь.

Синтаксический анализ различным словосочетаниям и предложениям, правильное использование их в речи.  Использование синтаксической синонимии для усиления выразительности речи.  

Орфография и пунктуация.

Орфография как система правил правописания.

Правописание гласных и согласных, употребление ъ и ь.

Слитное, дефисное и раздельное написание слов.

Употребление строчной и прописной букв.

Правила переноса.

Использование орфографических словарей.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания, их функции.

Знаки препинания в простых и сложных предложениях.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью, диалогах и при цитатах.

Развитие на уроках родного языка орфографических и пунктуационных способностей учащихся. Осознание их важности при устной и письменной речи.

Употребление орфографических словарей и другой справочной литературы  при развитии орфографических и пунктуационных способностей учащихся.

Стилистика.

Стили речи (научный, официально-деловой, разговорный, художественный, публицистический) и их особенности.

Умение выступать перед аудиторией: выбор темы, определение цели и задач; учет круга интересов слушателей при выборе выразительных средств.

Особенности устной и письменной речи.

Работа с текстами разных жанров и стилей.

Перевод текстов с татарского языка на русский.

Содержание, обеспечивающее формирование и развитие культуроведческой компетенции

 

Язык и культура. Отражение в языке культуры и истории татарского народа, его место и связь с другими народами, живущими в России.

Нормы и особенности татарской разговорной речи.

Татарский речевой этикет.

Выявление национально-культурных единиц родного языка в произведениях фольклора, в художественной литературе и исторических текстах, объяснение  их значений посредством  лингвистических словарей.

Использование норм татарской разговорной речи в повседневной жизни: в учебе и во внеклассной работе.

 

 

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Основные темы программы

 

Всего часов

 

Основные виды учебной деятельности

 

5 класс
Фонетика. Орфоэпия

1. Фонетика как раздел науки о языке. Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел науки о языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Фонетический анализ слов.

 2. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.

 

35  

Овладевать основными понятиями фонетики.

Распознавать гласные и согласные звуки.

Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции: отдельные слова; особенности произношения и написания слова, звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги.

Проводить фонетический анализ слова.

Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам. Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую.

Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова.

Графика

  1. Графика как раздел науки о языке. Звуки и буквы.

   2. Соотношение звука и буквы. Знание алфавита.

 

7  

Использовать орфографический словарь Сопоставлять и анализировать звуко-буквенный состав слова. Использовать знание алфавита при поиске необходимой информации в словарях и энциклопедиях.

Морфемика и словообразование

    1. Морфемика и словообразование как разделы науки о языке. Корень слова. Однокоренные слова. Особенности словообразования  различных частей речи. Основные способы образования слов: образование слов с помощью морфем; сложение как способ словообразования; переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов и т.д.

    2. Усвоение морфемы как минимальной значимой единицы языка, ее значение в образовании новых слов и форм.

    Определение способов образования слов.

    Использование различных словарей (словообразовательных, этимологических).

22 Понимать морфему как значимую единицу языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования.

Опознавать морфемы и членить слова на морфемы; характеризовать (устно и с помощью знаков) морфемный состав слова.

Различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов, составлять словообразовательные пары.

Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.

Лексикология и фразеология

1.                Лексикология как раздел науки о языке. Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

   Прямое и переносное значения слова.

   Толковый словарь татарского языка.

   Синонимы, антонимы и омонимы родного языка. Словари синонимов  и антонимов.

    Исконно татарские и заимствованные слова.

    Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, сленг.

   Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова и неологизмы. Неологизмы.

  Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизмы. Словарь фразеологизмов.

  2. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением.

  Лексический анализ слова.

  Использование различных словарей.

17 Понимать роль слова в оформлении мыслей и чувств. Определять лексическое значение слова.

Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы.

Осознавать смысловые и стилистические различия синонимов.

Сопоставлять прямое и переносное значения слова; синонимы в синонимических цепочках; пары антонимов, омонимов. Различать слова по происхождению, сфере и частоте употребления.

Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, слова одной тематической группы, омонимы и многозначные слова.

Извлекать необходимую информацию из толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря. Опознавать и уместно использовать фразеологические обороты в речи. 

Развитие речи 24 Обогащение активного и пассивного словаря учащихся с точки зрения содержания и формирования правильности речи  стилистической и орфоэпической. Владение диалогической и монологической формами речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Соблюдение особенностей татарского речевого этикета при общении с людьми, плохо владеющими  татарским языком.

 

6 класс
Морфология

    1. Морфология как раздел науки о языке.

    Система частей речи в татарском языке. Принципы выделения частей речи.

Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, наречие, имя числительное, местоимение, глагол, звукоподражательные слова.

    Предикативные слова.

     Модальные части речи: частицы, междометия, модальные слова.

     Служебные части речи: предлоги и союзы.

     2. Определение принадлежности слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам. Морфологический анализ частей речи.

110  

Охарактеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи.

Распознавать семантические группы, морфологические  формы частей речи, приводить соответствующие примеры.

Группировать части речи по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять их в устной и письменной речи.

Распознавать части речи способу образования. Проводить морфологический разбор.

Наблюдать за особенностями использования частей речи  в художественных текстах.

Развитие речи 30 Владение диалогической и монологической формами речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Соблюдение особенностей татарского речевого этикета при общении с людьми, плохо владеющими  татарским языком.

Составление планов к предложенному тексту. Создание собственных текстов по предложенным планам: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения.

7 класс
Морфология

Глагол, звукоподражательные слова.

 Предикативные слова.

Модальные части речи: частицы, междометия, модальные слова.

 Служебные части речи: предлоги и союзы.

     2. Определение принадлежности слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам. Морфологический анализ изученных частей речи.

50 Охарактеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль изучаемых частей речи.

Распознавать семантические группы, морфологические  формы изучаемых частей речи, приводить соответствующие примеры.

Группировать части речи по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять их в устной и письменной речи.

Распознавать части речи способу образования. Проводить морфологический разбор.

Наблюдать за особенностями использования

частей речи  в художественных текстах.

Развитие речи 20 Практическое овладение диалогической и монологическими формами речи. Овладение нормами татарского речевого этикета в ситуациях учебного и бытового.

Работа над текстом: озаглавливание, составление планов к предложенным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

8 класс
Синтаксис простого предложения

Синтаксис как раздел науки о языке. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

     Основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слова в словосочетании.

    Виды предложений по цели высказывания.

    Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Однородные члены предложения. Предложения с обособленными членами.

    Виды простого предложения: односоставные и двусоставные предложения, распространенные и нераспространенные, полные и неполные, утвердительные и отрицательные предложения.

 

 

 

50

 

Опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); анализировать словосочетания и предложения с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; находить грамматическую основу предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения; различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; правильно употреблять их в речевой практике; разграничивать предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные, утвердительные и отрицательные.

Развитие речи 20 Практическое овладение диалогической и монологическими формами речи. Овладение нормами татарского речевого этикета в ситуациях учебного и бытового.

Работа над текстом: озаглавливание, составление планов к предложенным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

9 класс
Синтаксис  сложного предложения

  Виды сложных предложений: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

     Союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

     Виды сложноподчиненных предложений по структуре и значению.

     Прямая и косвенная речь.

 2. Синтаксический анализ различным словосочетаниям и предложениям, правильное использование их в речи.  Использование синтаксической синонимии для усиления выразительности речи.  

37 Использовать в собственной речи прямую и косвенную речь; находить грамматическую основу предложения, опознавать предложения простые и сложные (синтетическое сложноподчиненное предложение, аналитическое сложноподчиненное предложение и др.) и употреблять их в речевой практике; понимать строение сложноподчиненных предложений в татарском и русском языках; проводить синтаксический анализ.

 

Орфография и пунктуация

Орфография как система правил правописания. Правописание гласных и согласных, употребление ъ и ь.

Слитное, дефисное и раздельное написание слов.

Употребление строчной и прописной букв.

Правила переноса.

Использование орфографических словарей.

      Пунктуация как система правил правописания.

      Знаки препинания, их функции.

      Знаки препинания в простых и сложных предложениях.

      Знаки препинания в предложениях с прямой речью, диалогах и при цитатах.

      2. Развитие на уроках родного языка орфографических и пунктуационных способностей учащихся. Осознание их важности при устной и письменной речи.

      Употребление орфографических словарей и другой справочной литературы  при развитии орфографических и пунктуационных способностей учащихся.

24 Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова: использовать знание алфавита при поиске информации; использовать орфографические словари; находить орфографические ошибки и исправлять их; писать контрольные диктанты, изложения, сочинения;  изложения с элементами сочинения; проводить фонетический и орфоэпический анализ слова. Владеть основными правилами пунктуации; знать постановки знака тире между подлежащим и сказуемым; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; опознавать знаки препинания в сложных предложениях; находить пунктуационные ошибки и исправлять их; писать контрольные диктанты, изложения, сочинения;  изложения с элементами сочинения; проводить пунктуационный анализ.
Стилистика

      Стили речи (научный, официально-деловой, разговорный, художественный, публицистический) и их особенности.

      Умение выступать перед аудиторией: выбор темы, определение цели и задач; учет круга интересов слушателей при выборе выразительных средств.

      Особенности устной и письменной речи.

      Работа с текстами разных жанров и стилей.

 Перевод текстов с татарского языка на русский.

19  

Овладение основными нормами татарского литературного языка; соблюдение в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности; осознавать важность нормативного произношения для культурного человека, уважительно относиться к родному языку; овладеть основными правилами литературного произношения и ударения в рамках изучаемого словарного состава; анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь; осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного татарского языка для формирования собственной речевой культуры; использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного татарского литературного языка.

Развитие речи 25 Создание собственных текстов по предложенным планам: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

 


 

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ОБУЧЕНИЕМ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ (10-11 КЛАССЫ) 

 

Примерная рабочая программа учебного предмета «Родной (татарский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (10-11 классы) основывается на Федеральный государственный образовательный стандарт Российской Федерации, конкретизирует и раскрывает его содержание, а также определяет  общие направления обучения, воспитания и развития учащихся с учетом его целей. Она является примерной для дальнейшей реализации авторских программ и составления учебников.

Среднее (полное) общее образование учащихся старших классов по родному языку ставит перед собой цель: дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций.

Изучение татарского языка в старших классах направлено на решение следующих задач:

  • воспитание гражданственности и патриотизма;
  • продолжение обучения в русле духовной, нравственной и культурной ценностей татарского народа;
  • обучение специфическим особенностям татарского языка;
  • совершенствование знаний, умений и навыков коммуникации на родном языке;
  • воспритяие родного языка как общественного явления, соблюдая его нормы, развитие умений использования в связи с различными жизненными ситуациями;
  • выделение языковых единиц, анализируя и сопоставляя их, развитие умения учащихся правильного употребления в повседневном общении между собой: в учебном процессе и во внеклассной работе;
  • работа с текстом с целью извлечения необходимой информации и ее трансформации;
  • умение использовать знания по родному языку в связной речи учащихся;
  • умение использовать знания по родному языку в различных условиях коммуникации;
  • развитие орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;
  • развитие умения учащихся общественной адаптации и положительного эмоционального воздействия своему собеседнику;
  • сопоставление (при необходимости) языковых и речевых единиц татарского и русского языков.

Вышеперечисленные задачи реализуются в процессе развития различных компетенций.

В старших классах совершенствуются полученные знания, умения и навыки, возрастает степень самостоятельности учащихся в использовании языковых средств в повседневной жизни. Большое значение имеет  освоение современных инновационных технологий обучения татарскому языку.

Особенности учебного предмета «Родной (татарский) язык» в 10-11 классах в образовательных организациях с обучением на русском языке обусловлены сформулированными выше целями и задачами изучения родного языка в старших классах.

По структуре в программе имеются три содержательные линии, обеспечивающие формирование и развитие вышеуказанных компетенций. Они взаимосвязаны между собой и обусловлены коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенциями, получаемые дальнейшее совершенствование и развитие на уроках татарского языка.

 

 

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»

Планируемые предметные результаты освоения с учетом общих требований Стандарта и специфики учебного предмета «Родной (татарский) язык»:

  • формирование представлений о роли языка в жизни человека, общества и государства; через изучение русского, родного и иностранного языков и литератур к ценностям национальной и мировой культуры;
  • возможность свободно общаться в различных формах и на разные темы в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях;
  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к татарскому языку, понимание значимости хорошего владения родным языком, стремления к его грамотному использованию;
  • осознание значимости татарского языка как государственного языка Республики Татарстан;
  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • овладение изучаемыми нормами татарского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения; использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
  • овладение основами грамотного письма, основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе письма;
  • овладение основными понятиями и правилами из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  • понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя уровня общей культуры человека.

Ожидаемые результаты реализации программы

Уровень владения родным языком учащихся старших классов должен соответствовать следующим требованиям:

  • знают основные функции языка;
  • осознают и понимают такие понятия, как «речевая ситуация», «литературный язык», «нормы языка» и др.;
  • усвоили основные признаки и взаимосвязь языковых единиц и уровней языка;
  • знают орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы татарского литературного языка;
  • умеют пользоваться нормами речевого этикета, относящиеся к общественно-культурной, научной, официально-деловой и бытовой жизни;
  • умеют давать оценку устному и письменному высказываниям с точки зрения их формы и содержания;
  • проводят лингвистический анализ текста;
  • осознают тесную взаимосвязь языка, истории народа и культуры.

Умение пользоваться знаниями, полученными на уроках родного языка, отражается в следующем:

  • чтение текста с учетом его жанрового своеобразия (ознакомительное, изучающее, реферативное и т.д.);
  • умение извлечь необходимой информации с различных источников (научных, справочных, электронных (Интернет) ресурсов);
  • использование различных приемов информативной трансформации устных и письменных текстов;
  • написание текстов, отражающих деловую, научную и бытовую жизнь, в различном жанре и стилях, в монологической и диалогической формах;
  • соблюдение в устной и письменной речи орфоэпических, лексических и грамматических норм татарского литературного языка;
  • усвоение норм речевого этикета в различных сферах общения;
  • соблюдение в письме орфографических и пунктуационных норм современного татарского литературного языка;
  • соблюдение в речи и письме порядок слов, характерный для татарского литературного языка;
  • умение в различных ситуациях общаться в устной и письменной формах на татарском литературном языке: в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях;
  • умение переводить с татарского на русский язык и с русского на татарский язык тексты (устные и письменные), разные по своему жанру и стилю.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
    1. Содержание, обеспечивающее формирование и развитие коммуникативной компетенции

Речь. Речевая ситуация. Устная и письменная речь. Диалогическая и монологическая речь.

Выделение особенностей устной и письменной речи. Анализ отдельных примеров, относящихся к различным видам речи. Умение выделить цели коммуникации с учетом различных речевых ситуаций.

Язык и речь.  Использование языковых единиц в речи. Виды речи: устная и письменная речь, диалогическая и монологическая речь. Основные единицы речи: слово, предложение,  текст.

Речевая деятельность. Различные виды и культура речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение и письмо.

         Усвоение различных видов речевой деятельности. Умение определить основную и дополнительную информацию, содержащуюся в тексте.

         Использование полученных из разных источников знаний на практике. Письменное  общее (выборочное или краткое) изложение содержания прослушанного или прочитанного текста.

         Составление монологических и диалогических текстов, систематизация выбранного материала в соответствии с обозначенной темой.

  1. Содержание, обеспечивающее формирование и развитие лингвистической компетенции

Язык – средство общения, общественное и политическое явление. Основные функции языка. Роль родного языка в формировании личности человека.

Классификация языков. Тюркские языки. Татарский язык среди тюркских языков. Общие сведения о татарском языке.

Формы употребления татарского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональная речь, жаргоны и др.

Татарский язык – язык татарской художественной литературы, средства его описания.

Осознание роли и места татарского языка в общественной и личной жизни человека; формы употребления татарского языка: литературного языка, диалектов, просторечия, профессиональной речи, жаргона и др.

Татарское языкознание и его разделы. Ведущие ученые татарского языка и методики преподавания.

Основные разделы татарского языка:  фонетика, лексикология, словообразование, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Звук. Фонема. Изменения гласных и согласных. Транскибирование слов. Ударение. Интонация. Орфоэпия. Орфография и его принципы.

Лексикология. Лексическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение  слов. Понятие об этимологии. Фразеологизмы. Лексикография.

Морфемика и словообразование. Особенности морфемного строя татарского языка. Способы словообразования.  

Грамматика. Понятие о грамматике. Разделы грамматики. 

Морфология. Части речи в татарском языке. Морфологический  разбор различных частей речи.

 Синтаксис. Основные синтаксические единицы: слово, словосочетание и предложение. Синтаксис простого и сложного предложения.

Текст. Понятие о тексте, его основные признаки (деление на значимые взаимосвязанные части). Тема, идея и микротема текста.

Средства связи отдельных предложений и частей текста. Абзац как средство достижения композиционно-стилистической целостности текста.

Функционально-семантические типы речи: описание, суждение, осмысление. Структура текста. Составление плана и тезиса как средства обработки текста.

Анализ текста с учетом его тематики, основной идеи и структуры. Деление текста на семантические части и составление его плана. Создание текстов, различных по жанру и стилям с соблюдением соответствующих норм (последовательность, взаимосвязь частей, соответствие выбранной теме). Оценка, исправление устной и письменной речи, составление ее плана и тезиса.

Прямая и косвенная речь.

Пунктуация.

Стилистика  и культура речи. Функциональные стили татарского литературного языка.

  1. Содержание, обеспечивающее формирование и развитие этнокультурологической компетенции

Расширение и углубление знаний о культуре своего народа и культуре народов Российской Федерации (известные достопримечательности, образцы литературы, выдающиеся люди и др.). Осознание старшеклассниками языка как формы выражения национально-культурной специфики татарского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование умений и навыков употребления  этикетных норм общения со старшими и сверстниками в устной и письменной речи; соблюдение норм культуры межнационального общения в повседневной жизни.

В 10-11 классах актуализируются, обобщаются и углубляются знания и умения, полученные в предыдущих классах.

В процессе освоения раздела “Фонетика. Орфоэпия. Графика” учащиеся  научатся:

  • сделать фонетический анализ более сложных словоформ;
  • соблюдать орфоэпические нормы татарского языка;
  • извлекать необходимую информацию из орфоэпического словаря татарского языка и справочной литературы и использовать ее в различных ситуациях общения.

Учащиеся получат возможность:

  • различать средства выразительного чтения;
  • выразительно читать различные по жанру текстов;
  • извлекать необходимую информацию из орфоэпического словаря татарского языка и справочной литературы в мультимедийной форме и использовать ее в различных ситуациях общения.

В процессе освоения раздела“Лексикология и фразеология” учащиеся научатся:

  • сделать лексический анализ слова с точки зрения его значения, происхождения, сферы и активности употребления;
  • обобщать слова в тематические группы;
  • определить лексические нормы в устной и письменной речи;
  • установить лексическую синонимию во избежание тавтологических повторов, с целью достижения связной речи;
  • выделить метафору, эпитет, олицетворение;
  • использовать различные – толковые и фразеологические словари, а также словари синонимов и антонимов.

Учащиеся получат возможность:

  • классифицировать лексический состав татарского языка;
  • установить различие между лексическим и грамматическим значениями слов;
  • оценить свою и чужую речь с точки зрения уместного, выразительного и точного использования лексических единиц;
  • пользоваться лексико-фразеологическими средствами в текстах различных (публицистических и литературных, научных и официально деловых) жанров;
  • извлекать необходимую информацию из различных словарей (толковых, синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологических) и мультимедийных средств.

В процессе освоения раздела “Морфемика и словообразование” учащиеся научатся:

  • сделать морфемный анализ слов с нечеткими морфемными швами;
  • определить способы образования слов и привести свои примеры;
  • образовать от предложенного учителем слова однокоренные слова;
  • распознать части речи и члены предложения исходя из морфемного строения слова.

Учащиеся получат возможность:

  • установить семантическую связь между однокоренными словами;
  • определить значение словообразовательных элементов в литературно-художественных текстах как описательного элемента;
  • извлекать необходимую информацию из словообразовательного словаря татарского языка и справочной литературы в мультимедийной форме и использовать ее в различных ситуациях общения;
  • выяснить этимологию слова с целью усвоения его орфографии и лексического значения.

В процессе освоения раздела“Морфология” учащиеся научатся:

  • анализировать различные части речи;
  • использовать различные формы частей речи в рамках норм современного татарского литературного языка;
  • употреблять знания и навыки по морфологии для выполнения орфографических норм и проведения различных типов анализов.

Учащиеся получат возможность:

  • выделять грамматические омонимы;
  • использовать различные формы частей речи в публицистических и литературных, научных и официально деловых стилях;
  • извлекать необходимую информацию по морфологии из различных словарей и мультимедийных средств.

В процессе освоения раздела“Синтаксис” учащиеся научатся:

  • анализировать словосочетания и предложения с точки зрения структуры, значения и особенностей употребления при коммуникации;
  • различать синтаксические формы частей речи в рамках норм современного татарского литературного языка;
  • использовать знания и умения по синтаксису в процессе проведения различных анализов.

Учащиеся получат возможность:

  • использовать синтаксические средства в текстах различных (пуб­лицистического и литературного, научного и официально делового) жанров;
  • провести синтаксический анализ предложений с учетом их функционально-стилистических особенностей, использовать их в речи как выразительное средство.

В процессе освоения раздела“Орфография и пунктуация” учащиеся научатся:

  • использовать орфографические и пунктуационные нормы в пределах программы;
  • сформулировать устные или письменные комментарии орфографии отдельных слов;
  • выделять и исправлять орфографические и пунктуационные недочеты.

Учащиеся получат возможность:

  • понимать роль и значение соблюдения орфографических и пунктуационных норм в устной и письменной речи;
  • извлекать необходимую информацию из различных словарей (толковых, синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологических) и мультимедийных средств и их правильное употреблять в речи.

В процессе освоения раздела“Стилистика” учащиеся научатся:

  • определить научный, официально-деловой и публицистические стили и их жанровые особенности;
  • установить специфику подготовки выступлений перед аудито­рией (товарищами): обозначить его тематики, определить цели и задачи;
  • учитывать возрастные и психологические особенности вовлечения лингвистического материала в свое выступление, его соответствие уровню знаний, умений и навыков учащихся.

Учащиеся получат возможность:

  • отличать специфику устной и письменной речи;
  • работать с текстами различных жанров и стилей (чтение готового текста или его трансформации в соответствии с обозначенными целью и задачами);
  • переводить с татарского на русский язык и с русского на татарский язык различные по жанру и стилям тексты с соблюдением норм устной и письменной речи.

В процессе освоения раздела“Язык и культура” учащиеся научатся:

  • выделить лингвистические единицы с этнокультурным компонентом в произведениях устного народного творчества, а также произведениях, созданных в жанре исторических романов и др.;
  • находить яркие примеры произведений, утверждающие мнение о том, что изучение языка способствует лучшему усвоению истории свой страны и культуры;
  • изучать правила татарского речевого этикета с целью уместного их уп­отребления в повседневной жизни: в учебном процессе и во внеклассной работе.

Учащиеся получат возможность:

  • описать на примере изучаемых произведений тесную связь языка с историей культуры народа и его истории;
  • охарактеризовать татарский речевой этикет в сравнении с этикетом других народов Российской Федерации.

 

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Основные темы программы

 

Всего часов

 

Основные виды учебной деятельности

 

10 класс
Язык – средство общения, общественное и политическое явление. Основные функции языка. Роль родного языка в формировании личности человека. 2 Понимание общественно-политической значимости языка в жизни человека. Восприятие языка как средства общения между народами. Роль языка в выполнении различных функций в общественной жизни и жизни каждого гражданина страны. Понимание важности родного языка в формировании молодого поколения страны.
Классификация языков. Тюркские языки. Татарский язык среди тюркских языков. Общие сведения о татарском языке. 2 Совершенствование знаний о системе классификации языков в мире: о тюркских языках. Осознание места татарского языка среди остальных тюркских языков.

Получение  общих сведений об истории становления и развития татарского литературного языка.

Основные разделы татарского языка:  фонетика, лексикология, словообразование, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. 3 Систематизация и актуализация знаний о разделах современного татарского литературного  языка; особенности  становления и развития. Получение информации о новых достижениях современной татарской лингвистической науки.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Звук. Фонема. Изменения гласных и согласных. Транскрибирование слов. Ударение. Интонация. Орфоэпия. Орфография и его принципы. 6 Совершенствование навыков правильного произношения, в том числе применительно к новому языковому материалу; соблюдение ударения и интонации в татарском языке; совершенствование ритмико-интонационных навыков оформления различных по цели высказывания  предложений.

Систематизация  знаний  о звуковой и графической системе, об орфографических принципах татарского языка.  Фонетический анализ слов, в которых наблюдаются случаи несоответствия звуков и букв.

Лексикология.Лексическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение  слов. Понятие обэтимологии. Фразеологизмы. Лексикография. 6 Расширение объёма лексического минимума за счёт лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации устного и письменного общения, а также наиболее распространённых устойчивых словосочетаний, реплик речевого этикета, отражающих особенности культуры татарского народа и его языка.

Овладение лексическими единицами, используемые в тематике старшей школы.

Распознавание и употребление в речи фразеологизмов, многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов. Соблюдение правил сочетаемости лексических единиц. Умение определить прямое и переносное значение слов. Типы словарей, принципы составления различных словарей. Лексический анализ слов.

Морфемика и словообразование. Особенности морфемного строя татарского языка. Способы словообразования.   6 Умение распознавать особенностей морфемного строения татарских слов (корня, основы, аффиксов) с  четким и нечетким морфемными швами. Определение и применение основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии и др.) различных частей речи. Морфемный и словообразовательный анализ различных частей речи.
Развитие речи 10 Выражение собственного мнения, его аргументация. Соблюдение особенностей татарского речевого этикета при общении со своими сверстниками и взрослыми, плохо владеющими  татарским языком.

 

11 класс
Грамматика. Понятие о грамматике. Разделы грамматики. 1 Ознакомление учащихся с основными терминами грамматики: грамматическое значение, грамматическая форма и грамматическая категория. Актуализация знаний о лексическом, словообразовательном и грамматическом значениях слова. Совершенствование знаний об особенностях разделов  грамматики современного татарского литературного языка.
Морфология. Части речи в татарском языке. Морфологический  разбор различных частей речи. 6 Систематизация знаний по морфологии татарского языка, полученных в предыдущих классах: классификация, субстантивация различных частей речи. Продуктивное употребление различных частей речи  при создании устных и письменных высказываний. Систематизация знаний о функциональной значимости послелогов, союзов; частиц, междометий, модальных слов и совершенствование навыков их употребления в активной коммуникативной деятельности. Проведение морфологического анализа.
Синтаксис.Основные синтаксические единицы: слово, словосочетание и предложение. Синтаксис простого и сложного предложения. 6 Актуализация полученных ранее знаний об основных синтаксических единицах;  об особенностях и типах связи слов в предложении. Овладение знаниями о различных типах простого предложения в татарском языке. Соблюдение правильного порядка слов в предложении при устном и письменном высказывании. Изучение специфики синтаксиса сложного предложения (синтетическая и аналитическая связь между главным и придаточным предложениями). Продуктивное употребление изученных синтаксических единиц в различных по цели высказывания предложениях. Проведение синтаксического разбора различных предложений (простых и сложных).
Текст. Понятие о тексте, его основные признаки (деление на значимые взаимосвязанные части). Тема, идея и микротема текста. 3 Знакомство с понятием о тексте как о наиболее крупной синтаксической единице языка.  Выделение его основных  признаков; определение темы и идеи предложенных текстов; разделение данных текстов на микротемы; составление текстов из предложенных микротекстов.
Средства связи отдельных предложений и частей текста. Абзац как средство достижения композиционно-стилистической целостности текста.   Определение  средств связи между разными частями текста. Умение выделить абзац в прослушанном и письменном тексте. Проведение лингвистического анализа текста.
Функционально-семантические типы речи: описание, суждение, осмысление. Структура текста. Составление плана и тезиса как средства обработки текста. 2 Выявление  различных типов текстов на основе прослушивания и письменных текстов. Выделение структурных особенностей текста. Умение составить план по прочитанному (прослушанному) тексту. Оформление  краткого содержания устного или письменного текста в форме тезиса.
Анализ текста с учетом его тематики, основной идеи и структуры. Деление текста на семантические части и составление его плана. Создание текстов, различных по жанру и стилям с соблюдением соответствующих норм (последовательность, взаимосвязь частей, соответствие выбранной теме). Оценка, исправление устной и письменной речи, составление ее плана и тезиса. 2 Умение анализировать прослушанный или письменный текст с точки зрения его темы, идеи и структуры. Соблюдение при составлении текста необходимых норм (соответствие теме, последовательность и взаимосвязь значимых частей). Умение оценить и исправить свой текст и текст своих товарищей в соответствии с литературными нормами современного татарского языка.
Прямая и косвенная речь. 2 Систематизация знаний о прямой и косвенной речи. Умение составлять устные и письменные высказывания с использованием прямой и косвенной речи. Актуализация знаний о разнообразных случаях постановки знаков препинаний при прямой и косвенной речи. Внесение необходимых изменений при конструировании прямой речи – в косвенную, косвенной речи – в прямую.
Пунктуация. 2 Систематизация знаний о пунктуации. Определение трудных случаев постановки знаков препинаний при обособленных членах предложений, в сложных конструкциях.  Выделение границ предложений в сложноподчиненных предложениях. Понимание роли интонации при постановке знаков препинаний.
Стилистика  и культура речи.Функциональные стили татарского литературного языка. 3 Систематизация полученных знаний по стилистике. Понимание роли соблюдения культуры речи в жизни  человека. Выделение случаев несоблюдения норм речи  в устных и письменных высказываниях. Умение составлять различные деловые бумаги. Определение стиля предложенного текста (устного и письменного).

 

Развитие речи 7 Работа над текстом: озаглавливание, составление планов к предложенным текстам. Создание собственных текстов по предложенным  темам.

 

Оставить комментарий