«Родной (татарский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на татарском языке

ОДОБРЕНА

решением федерального

учебно-методического объединения

по общему образованию

(протокол от 16 мая 2017 г. № 2/17)

 

 

 

 

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  учебного предмета «Родной (татарский) язык»

для общеобразовательных организаций

с обучением на татарском языке

1-4 классы

 

 

 

 

 

 

 

Составители:

А.Г. Тухфатуллина

Р. М. Гарапшина

Р. А. Нуриахметова

 

 

 

 

 

 

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Примерная рабочая программа учебного предмета «Родной (татарский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на татарском языке (1-4 классы) 

Пояснительная записка  …………………………………………………….3

Планируемые предметные результаты учебного предмета  …………. ……4

Основное содержание учебного предмета  ………………………………..6

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности  ……………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка

Примерная рабочая программа учебного предмета «Родной (татарский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на татарском языке (1-4 классы) создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа предусматривает формирование у учащихся теоретических знаний,  практических навыков использования лексического богатства родного (татарского) языка в речевой практике.

Примерная рабочая программа учебного предмета «Родной (татарский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на татарском языке (1-4 классы) служит ориентиром для разработчиков  авторских учебных программ, а также рекомендуется в качестве рабочей, поскольку содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые предметные результаты  учебного предмета

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения татарского языка как языка межнационального общения.
  3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
  5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
  6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре татарского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
  9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основное содержание учебного предмета

Материал учебного предмета «Родной (татарский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на татарском языке (1-4 классы) структурирован в соответствии с видами речевой деятельности и  следующими разделами языкознания: фонетика и орфография, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, развитие речи.

        Начальным этапом изучения татарского  языка в 1 классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 3 ч в неделю).

        Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. В обучении грамоте различаются три периода:   добукварный – подготовительный;    букварный – основной,   послебукварный –  завершающий.

 

1 КЛАСС

Добукварный период

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов Рисование бордюров. Письмо длинных прямых наклонных линий.  Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.  Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.  Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. 

 

Букварный период

Правильное  начертание письменных прописных (заглавных) и строчных букв и их соединений. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение  приемов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Общее представление о предложении. Смысловая и интонационная законченность предложения. Смысловая связь слов в предложении (по вопросам). Роль предложения в речевом общении.  Постепенный переход на скорописное письмо. Знакомство с правилами правописания и их применение: 1) раздельное написание слов; 2) прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; 3) перенос слов по слогам; 4) знаки препинания в конце предложения.

Послебукварный период

Алфавит,  правильное название букв алфавита.  Списывание текста. Оформление  предложений в тексте.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение татарского языка и литературного чтения. Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения грамоте.

Татарский язык

Звуки и буквы

       Звуки речи. Гласные звуки и их буквенные обозначения. Твёрдые и мягкие гласные звуки, парность-непарность гласных звуков. Различение гласных и согласных звуков,   звонких и глухих согласных. Парные и непарные согласные звуки (буквы).  Деление слов на слоги и определение их количества. Перенос слов по слогам.  Классификация слов по количеству слогов.  Нахождение и  исправление  ошибок,  допущенные при делении слов на слоги.

Синтаксис

Выделение слов и  предложений. Разные по цели высказывания предложения,  знаки препинаний при них. Употребление прописной буквы в начале предложения. Понятие о главных членах предложения. (без введения терминологии).

Морфология

        Группировка слов по частям речи.  Различение слова и обозначаемого им предмета. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия. Слова, называющие признаки. Служебные  слова.  (без введения терминологии).  Имена собственные, употребление заглавной буквы  в именах собственных.

Орфография

Ознакомление с правилами орфографии: написание буквы э (е)  в словах; написание букв о и  ө в первом слоге татарских слов. Буквы е,  ю, я. Твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки. Твердые согласные [гъ], [къ] их буквенные обозначения ; Сонорные согласные  [м], [н] [ң];  Согласные  [в], [w] и их буквенные обозначения.

Развитие речи

Письмо под диктовку и переписывание текста на изученное правило. Составление предложений из предложенных слов. Составление небольшого письменного текста на основе просмотренной картины (рисунка) или видеозаписи, с привлечением увиденного (услышанного) материала.

Письмо по памяти загадок, пословиц, стихотворений.

 

 

 

 

2 КЛАСС

Фонетика и орфоэпия

Звуки и буквы. Гласные и согласные. Твердые и мягкие гласные. Сингармонизм.  Буквы, обозначающие на письме согласные звуки. Различение звуков и букв. Гласные звуки.

Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую.

Согласные глухие и звонкие, парные и непарные. Буквы, обозначающие на письме согласные звуки. Специфичные звуки татарского языка [w], [гъ], [къ], [х], [ч]; [җ], [ң], [һ].

Правописание слов с буквами [я], [ю], [е]. Озвончение глухих. Соседство двух одинаковых согласных.

Правописание и произношение слов с [ъ], [ь].

Графика

Татарский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями.

Слово

        Корень слова. Однокоренные слова.  Аффиксы. Особенности образования слов. 

Слова, выражающие предмет. Нарицательные и собственные имена сущствительные. Написания с прописной буквы имен, фамилий людей, кличек животных, названий городов, рек, деревень, улиц. 

Слова, выражающие действие. Значение и употребление в речи.

Слова, обозначающие признаки предметов. Употребление прилагательных в предложении. Особенности синтаксической связи между прилагательным и существительным в татарском языке.

Предложение

Слово, словосочетание и предложение. Составление словосочетаний и предложений. Распространенные и нераспространенные предложения. Главные члены предложения. Порядок слов в предложении. Виды предложений по цели высказывания. Особенности произношения.

Развитие связной речи

Последовательность предложений в тексте. Определение темы и основной мысли текста. Разделение текста на части и наименование.

Составление рассказа по картине и опорным словам. Воспроизведение (пересказ) текста в соответствии с предложенным заданием.

Учить стихотворения, пословицы и загадки  наизусть. Употребление слов вежливости в речи.

3 КЛАСС

Лексика. Слово

Слово и его лексическое  значение. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова, употребление в собственной речи.  Заимствованные слова в татарском языке. Синонимы и антонимы, омонимы: использование в речи. Словарное богатство татарского языка. Словари татарского языка: толковый словарь татарского языка, словари синонимов, антонимов, омонимов и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни.

Состав слова и словообразование

Понятие об однокоренных словах, их отличия от синонимов и омонимов. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова.

Выделение и определение значимых частей слова: корня слова и аффикса. Понятие о словообразовательных и словоизменяющих аффиксах. Разбор слова по составу. Выполнение упражнений с элементами словообразовательного анализа.

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря.

Морфология

Понятие о частях речи.

Имя существительное. Значение и употребление. Формы единственного и множественного числа. Правописание аффиксов множественного числа. Названия и вопросы падежей. Склонение имен существительных. Выполнение упражнений на морфологический анализ существительных.

Глагол. Значение глагола и употребление в речи. Положительная (утвердительная) и отрицательная формы глаголов. Спряжение глаголов. Формы настоящего, прошедшего и будущего времени изъявительного наклонения. Правописание аффиксов будущего времени изъявительного наклонения: -ар, -әр, -ыр, -ер, -р, -ачак, -әчәк, -ячак, -ячәк(практическое овладение).  

Морфологический анализ глаголов.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Степени сравнений имен прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная, уменьшительная. Правописание аффиксов сравнительной степени: — рак, -рәк и частиц в превосходной степени.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные

местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения

1, 2, 3-го лица, единственного и множественного числа. Склонение

личных местоимений

Частицы. Приемы и способы различия частиц да, дә, та, тә от аффиксов местно-временного падежа –да, -дә, -та, -тә. Правописание частиц.

Послелоги, их значение в речи. Употребление послелогов с именами существительными и местоимениями в разных падежах.

Синтаксис

Предложение. Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные). Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений (практическое усвоение).

Понятие о главных и второстепенных членах предложения. Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении.Понятие о нераспространенных и распространенных предложениях.

 Словосочетание. Сходство и различие предложения, словосочетания, слова. Различение главного и зависимого слова в словосочетании.

Развитие речи

Текст. Определять тему, основную мысль текста, делить его на абзацы. Особенности описательного, повествовательного текста.

Знакомство с речевым этикетом. 

4 КЛАСС

Слово и его значение (лексика)

Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов.  Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. Сведения о заимствованиях в татарском  языке. Представление о фразеологизмах. Татарско- русский, русско- татарский , орфографический словари. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.

Слово и его строение (состав слова)

Углубление представлений о морфемном составе слова.  Определение корня слова и аффикса. Понятие о словообразовательных аффиксах. Выполнение упражнений с элементами словообразовательного анализа.

Сложные слова (кушма сүзләр), парные слова (парлы сүзләр),тезмә сүзләр.

Значения и роль окончаний в словах.

Слово как часть речи (морфология)

Имя существительное

Имя существительное, его значение и употребление в речи. Вопросы имен существителных. Определение имен существительных, отвечающих на вопросы кем? нәрсә? Собственные и нарицательные имена. Формы единственного и множественного числа. Названия и вопросы падежей. Склонение имен существительных. Имена с аффиксами притяжательности (-ым/-ем/-м/-ың/-ең/-ң/-ы/-ыбыз/-ыгыз/-егез/-лары/-еләре/ләре).Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Морфологический разбор имён существительных.

Глагол

Значение глагола и употребление в речи. Определение глаголов, отвечающих на вопросы нишли? (что делает?), нишләде? (что делал?что сделал?), нишләр? (что будет делать?). Глаголы повелительного и изъявительного наклонения .Спряжение глаголов. Спряжение глаголов изъявительного наклонения настоящего, прошедшего и будущего времени. Формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Изменение глаголов по временам. Спряжение глаголов повелительного  наклонения настоящего, прошедшего и будущего времени. Утвердительная и отрицательная формы глаголов. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу. Роль глаголов в предложениях.   Выполнение упражнений на морфологический   анализ глаголов.

Имя прилагательное

Имя прилагательное:  его значение и употребление в речи. Вопросы прилагательных, выражение различных признаков предметов. Степени сравнений имен прилагательных. Роль имён прилагательных в предложениях. Имя прилагательное  в роли сказуемого, в роли второстепенных членов предложения. Име­на прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Значение и употребление в речи. Выполнение упражнений на морфологический анализ имен прилагательных.

Местоимение

 Понятие о местоимениях. Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них.  Личные местоимения: значение и употребление в речи, формы единственного и множественного числа, склонение личных местоимений.

Вопросительные местоимения. Различение падежных форм личных и вопросительных местоимений. Роль местоимений в предложениях. Значение и употребление в речи. 

Имя числительное

Имя числительное, его значение, вопросы.  Количественные и порядковые числительные. Синтаксические функции числительных.

Особенности синтаксической связи между числительным и существительным в татарском языке. Значение и употребление в речи. Морфологический разбор имен числительных.

Наречие

Наречие,  его значение, вопросы . Грамматические признаки наречия. Роль наречий в предложении и тексте.

Служебные части речи

Частицы да, дә, та, тә, гына, генә, кына, кенә, ук, үк, ич, бит., ич,ла-лә, ләбаса-лабаса.Правописание частиц. 

Союзы кадәр,хәтле,чаклы,шикелле,өчен,таба,белән,аша. Союзные слова ас,өс,эч,тыш,арт,ал,ян,урта,кырый,буй,төп,ара,тирә.Их правописание.

Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражение различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы). Наблюдение над ролью предлогов и союзов в составе словосочетаний, союзов в составе сложных предложений.

Синтаксис

Словосочетание и предложение в татарском языке, порядок слов в них. Значения словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано. Главные члены предложения. Выражение подлежащего существительными и личными местоимениями. Выражение сказуемого глаголами изъявительного наклонения и прилагательными. Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Выражение определения прилагательными. Предложения  с однородными членами без союзов   и с союзами    һәм, ә, ләкин, әмма. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.  Предложения, осложнённые обращениями, интонация  и знаки препинания при них. Понятие о простых и сложных предложениях. Различение простых и сложных предложений.

Текст. Развитие речи

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.  Заглавие текста. План текста. Составление планов к данным  текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.  Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.   Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения. Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения ( приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности

Основные темы программы Всего часов Характеристика основных видов

деятельности учащихся

 

1 класс
Добукварный период 6 Усвоить гигиенических требований при письме. Развивать мелкую моторику пальцев и свободы движения руки. Развивать умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.  Воспроизводить слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдать над значением слова. Общее представление о предложении. Смысловая и интонационная законченность предложения. Смысловая связь слов в предложении (по вопросам). Роль предложения в речевом общении.  Работать с предложением: выделение слов, изменение их порядка. 
Букварный период 60 Сравнивать  начертание всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основных типов их соединения. Анализировать обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

Списывать слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Оценивать правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработать умения писать большую букву в именах людей и кличках животных.

Послебукварный период 3 Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Использовать букв алфавита при письме слов, предложений, текстов. Списывать текст, моделировать текст.
Татарский язык.

Звуки и буквы

 

6 Различать гласных и согласных звуков. Различать мягких и твердых гласных звуков, определять парных и непарных по твердости – мягкости гласных звуков. Различать звонких и глухих звуков, определять парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Переносить слов по слогам.  Классифицировать слов по количеству слогов.  Находить и  исправлять  ошибок,  допущенных при делении слов на слоги.

 

Синтаксис

 

6 Выделять предложения из речи; Различать предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Находить главных членов предложения: подлежащего и сказуемого (без введения терминологии). Определять границы предложения выбирать, знак для конца каждого предложения;
Морфология

 

5 Различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);

Соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

Соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

Соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

Различать названия предметов, отвечающие на вопросы кем? нәрсә?

Орфография 8 Развивать умение видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора. Освоить  написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Формировать орфографическую зоркость в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.
Развитие речи 5 Безошибочное списывание текста с доски и учебника;

Письмо под диктовку текстов в соответствии с изученными правилами.

 

2 класс
Фонетика и орфоэпия 37 Понимать различие между звуками и буквами; Характеризовать звуки родного языка:  твёрдые/мягкие  гласные; парные/непарные, звонкие/глухие согласные;

Находить в слове ударных и безударных гласных звуков. Характеризовать гласных и согласных звуков.

Правильное произношение специфических татарских звуков. Делить слова на слоги, определять количество слогов. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Графика 4 Различить звуки и буквы: буква как знак звука. 

Знать последовательность букв в алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Слово

 

40 Находить однокоренные слова в тексте. Подбирать однокоренные слова к слову и выделять корень. Различать родственные слова и формы слова. Находить значимые части слова;

Различать  имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что? Уметь опознавать имена собственные и нарицательные.

 Распознавать имя прилагательное, отвечающие на вопросы «какой?» и «который»?

Учить точности употребления прилагательных в речи. Уметь  опознавать глаголы, отвечающие на вопросы «что делает? что делают?» и «что делал? что делали?», употреблять их в речи.

Предложение

 

7 Отличать предложение от группы слов, определять его границы. Составлять предложения из слов. Находить главные и второстепенные члены предложения. Составлять распространённые и нераспространённые предложения. Устанавливать связь слов в предложении. Составлять предложения из деформированных слов. Находить в составе предложения все словосочетания. Различать распространенных и нераспространенных предложений. Определить  тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Развитие связной речи 14 Определять тему и главную мысль текста, соотносить текст и заголовок, подбирать заголовок к тексту. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

Составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении. Выделять в тексте смысловых частей.

Составлять рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; Закреплять основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или с взрослыми); Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения в рамках изучаемого словарного состава.

3  класс
Повторение изученного материала в 1-2 классах 10  Распознавать звонкие, глухие согласные и гласные звуки; находить в словах изученные орфограммы и объяснять написание слов,

использовать орфографические словари.

Делить слова на слоги и определить их количество. Перенос слов по слогам. Находить и исправить ошибки, допущенные при переносе слов с одной строки на другую. Использовать знание алфавита в работе с орфографическим и орфоэпическим словарями.

Лексика. Слово 8 Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова, наблюдать за использованием в тексте, в собственной речи слов в переносном значении

Отличать однокоренные слова от синонимов и омонимов. Находить в тексте синонимы и антонимы.

Состав слова и  словообразование 8 Членить слова на корень и аффикс. Отличать словообразовательные аффиксы от словоизменяющих аффиксов.

Отличать однокоренные слова от синонимов и омонимов.

Различать способы словообразования слов.

Морфология.

Имя существительное

 

13 Различать части речи: существительное, прилагательное, местоимение, глагол.

Распознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;

изменять существительные по числам и падежам; различать названия падежей.

 

Глагол 18 Изменять глаголы по временам и числам. Спрягать глаголы изъявительного наклонения настоящего, прошедшего и будущего времени.  
Имя прилагательное 9 Различать имена прилагательные, правильно употреблять  в речи формы степеней сравнения.
Местоимение 5 Просклонять личные местоимения.  Различать падежные формы личных местоимений
Частицы 4 Различать частицы да, дә, та, тә от аффиксов местно-временного падежа –да, -дә, -та, -тә.
Послелоги 2 Употреблять послелогов с именами существительными и местоимениями в разных падежах.
Синтаксис.

Предложение

 

10 Определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные. Находить главные члены предложения.
Словосочетание 1 Различать предложения, словосочетания, слова, главного и зависимого слова в словосочетании.
Развитие речи 14 Владеть нормами речевого этикета в общении со сверстниками и взрослыми.

Знать: понятия «текст», «абзац», «план текста»; что значит начало и окончание текста, Составлять план к заданным текстам, выделять абзацы, находить связь предложений в тексте, сочинять тексты разных видов по плану.  Различать понятия «текст-описание», «текст-повествование».

4 класс
Повторение изученного в 1-3 классах 7 Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Слово и его значение (лексика) 

 

8 Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном зна­чении. Различать слова однозначные и многозначные, сравнивать значение слова в словаре и тексте, научить пользоваться  словарем. Находить синонимы, антонимы среди других слов,   в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. Находить  в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять  их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную инфор­мацию.
Слово и его строение (состав слова) 11 Углублять представление о морфемном составе слова.  Определение  корня слова и аффикса. Понятие о словообразовательных аффиксах. Выполнять упражнений с элементами словообразовательного анализа. Различать сложные, парные  слова, находить в них корни.
Морфология  

Имя существительное

8  Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать  их,  приводить  примеры слов изученных частей речи.

Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделении. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Определять падеж имён существительных. Наблюдать над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе.

Глагол 13 Распознавать глагол, его значение  и употребление в речи. Определять глаголов, отвечающих на вопросы нишли? (что делает?), нишлиләр? (что делают?),  нишләде? (что делал?что сделал?) , нишләр? (что будет делать?). Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос.

Определять лексическое значение глаголов. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Распознавать время, наклонения глагола.

Изменять глаголы по временам.   Выполнение упражнений на морфологический   анализ глаголов.

Имя прилагательное 7 Распознавать имя прилагательное:  его значение и употребление в речи. Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.

Определять лексическое значение имён прилагательных.

Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. а к именам прилагательным — имена существительные. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имен существительных.

Местоимение 7  Наблюдать над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них.  Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число. Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Различать падежных форм личных и вопросительных местоимений. Роль местоимений в предложениях.

Имя числительное 7 Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (ничә? ничәнче?), объяснять значения имён числительных в речи. Приводить примеры слов — имён числительных.
Наречие 6 Распознавать наречие,  его значение, вопросы. Грамматические признаки наречия. Роль наречий в предложении и тексте.
Служебные части речи 6 Применять частиц да, дә, та, тә, гына, генә, кына, кенә, ук, үк, ич, бит., ич,ла-лә, ләбаса-лабас, их правописание. Союзы кадәр,хәтле,чаклы,шикелле,өчен,таба,белән,аша.

Союзные слова ас, өс, эч,  тыш, арт, ал, ян, урта, кырый, буй, төп, ара, тирә.Их правописание. Определять роль служебных частей речи: выражение различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы). Наблюдать над ролью предлогов и союзов в составе словосочетаний, союзов в составе сложных предложений.

Синтаксис 12 Различать словосочетание и предложение.

Выделять в предложении словосочетания.. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложе­ния. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложе­нии, распространённые и нераспространённые предложения.  Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в пред­ложениях — обращения.

 Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препи­нания внутри сложного предложения.

Составлять из двух простых предложений одно сложное.

Текст. Развитие речи.

 

10 Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь.

Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст.

Различать типов текста: повествование, описание, рассуждение. Составлять планов к данным  текстам. Создавать собственных текстов по предложенным планам. Овладеть нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения ( приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

 

 

Оставить комментарий