Профессиональный стандарт педагога

Профессиональный стандарт педагога

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

      Утвержден профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Профессиональные стандарты применяются:

— работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

— образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

— при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» установлено, что в функции педагога входят:

— разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;

— осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

— участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

— планирование и проведение учебных занятий;

— систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

— организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

— формирование универсальных учебных действий;

— формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;

— формирование мотивации к обучению;

— объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Возможные наименования должностей по данной профессии: «учитель», «воспитатель».

Требования к образованию и обучению — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению

деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются.

 

 

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога ?

 Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

 Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

 Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

 Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

 Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя

новыми компетенциями:

 Работа с одаренными учащимися.

 Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

 Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

 Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

 Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка.

 Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его рофессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

3.1 Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных

компетенций.

 3.2 Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

3.3 Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.

3.4Региональное дополнение к профессиональному стандарту:документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном

социокультурном контексте.

3.5 Внутренний стандарт образовательной организации: документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам.

3.6 Ключевые области стандарта педагога: разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка.

3.7 Профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное эффективность (самоанализ урока).

  1. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
  2. Использовать специальные подходы использование общераспространенных в данной профессиональ-ной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.

3.8 Аудит: систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований.

3.9 Внутренний аудит: аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения

результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям.

3.10Внешний аудит: аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими

интересы потребителей.

 Содержание профессионального стандарта педагога

4.1.обучение

Педагог должен:

  1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его

получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.

  1. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
  2. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых 10 русский язык не является родным; учеников с ограниченными

возможностями и т.д.

  1. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
  2. Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций приведены в Приложении 1).

4.2. воспитательная работа

Педагог должен:

  1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
  2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
  3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
  4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
  5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
  6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
  7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
  8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.11
  9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
  10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
  11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать)воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
  12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
  13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
  14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
  15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).
  16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
  17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных программу условиях.
  18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.12

4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

  1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
  2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
  3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
  4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
  5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
  6. Умение составлять совместно с другими специалистами индивидуального развития ребенка.
  7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
  8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
  9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
  10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, сихологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
  11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
  12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.13
  13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
  14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных

характеристик ребенка.

  1. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
  2. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
  3. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
  4. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
  5. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
  6. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.14

4.4. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе

Педагог начальной школы должен

  1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию

ученика.

  1. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.
  2. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.
  3. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.
  4. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.
  5. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

4.5. Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

Педагог дошкольного образования должен

  1. Знать специфику дошкольного образования и особенности

организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного

возраста.15

  1. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и

дошкольном детстве; особенности становления и развития детских

деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

  1. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды

деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие

детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность

дошкольников.

  1. Владеть теорией и педагогическими методиками физического,

познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного

возраста.

  1. Уметь планировать, реализовывать и анализировать

образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в

соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).

  1. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи

(совместно с психологом и другими специалистами) по результатам

мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого

ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

  1. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов

(психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими

трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными

потребностями.

  1. Участвовать в создании психологически комфортной и

безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей,

сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное

благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

  1. Владеть методами и средствами анализа психолого-

педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения

детьми образовательных программ, степень сформированности у них

необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста,

необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе. 16

  1. Владеть методами и средствами психолого-педагогического

просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и

дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с

ними для решения образовательных задач.

  1. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными

для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми

раннего и дошкольного возраста.

  1. Методы оценки выполнения требований профессионального

стандарта педагога

5.1. Общие подходы

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога

производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся.

Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни

образования, склонности и способности детей, особенности их развития и

реальные учебные возможности.

Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в

качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и

победы в олимпиадах разного уровня.

По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные

возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно

с психологами могут рассматриваться интегративные показатели,

свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был –

стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о

сохранении его психоэмоционального статуса.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования

оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание

показателей динамики развития интегративных качеств ребенка,

положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени 17

активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и

жизнь детского сада.

Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают

и в начальной школе.

5.2. Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо

обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве

таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда

следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные

рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им

порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой

процедуре.

5.3. Возможные способы достижения и демонстрации учителем

соответствия требованиям настоящего профессионального стандарта

приведены в Приложениях № 1–2.

5.4. Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю,

может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего

анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной

форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством

результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов,

записей и данных.

  1. Заключительные положения

Введение профессионального стандарта педагога предоставляет

регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени

свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.

Региональные органы управления образованием совместно с

профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В

свою очередь, образовательные организации имеют возможность

сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет

разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие

требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной

образовательной организации и специфике ее деятельности.

Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство

отбора педагогических кадров в образовательные организации.

Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта

педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим

период для его доработки и адаптации к нему профессионального

сообщества. В связи с этим к документу прилагаются рекомендации по

процедуре внедрения профессионального стандарта учителя. 19

Приложения

Приложение № 1

Расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-

компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве

критериев оценки его деятельности при создании необходимых и

достаточных условий

Важные, но фрагментарные элементы ИКТ-компетентности учителя

входят в принятые в конце 2000-х гг. квалификационные требования. За

прошедшее время российская школа в целом быстро развивается в

направлении информатизации всех процессов, становится цифровой.

Большинство педагогов пользуются компьютером для подготовки текстов,

сотовым телефоном для отправки кратких сообщений. В своих выступлениях

педагоги используют проектор, дают задание учащимся по поиску

информации в Интернете, рассылают информацию родителям по

электронной почте и т.д.

Во многих регионах России разрешаются или директивно вводятся

электронные журналы и дневники, обеспечивающие частичное погружение

образовательного процесса в информационную среду (ИС). Более полное

погружение (предполагающее размещение в ИС основной информации

образовательного процесса) обеспечивает дополнительные педагогические

возможности, владение этими возможностями – базовый элемент

педагогической ИКТ-компетентности, наряду с умением квалифицированно

вводить текст с клавиатуры и формулировать запрос для поиска в Интернете.

ФГОС для начальной школы (как и для других ступеней общего

образования) содержит в качестве требования к условиям образовательного

процесса профессиональную ИКТ-компетентность учителя, в частности

работу в ИС. Опыт подготовки учителей для работы по ФГОС в 2010–2011

гг. и последующих показывает реальность формирования профессиональной

ИКТ-компетентности у абсолютного большинства учителей начальной

школы крупного региона.20

Профессиональная ИКТ-компетентность

Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное

использование общераспространенных в данной профессиональной области в

развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там,

где нужно, и тогда, когда нужно.

В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:

 Общепользовательская ИКТ-компетентность.

 Общепедагогическая ИКТ-компетентность.

 Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая

профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области

человеческой деятельности).

В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в

соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.

Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность

 Основана на Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-

компетентности учителей», 2011 г.

 Предполагается как присутствующая во всех компонентах

профессионального стандарта.

 Выявляется в образовательном процессе и оценивается

экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности учителя и анализа

ее фиксации в информационной среде.

Отражение требования ФГОС к условиям реализации

образовательной программы в требованиях к профессиональной ИКТ-

компетентности педагога и ее оцениванию

Описание профессиональной педагогической ИКТ-компетентности и

отдельных ее элементов дается для ситуации, когда выполнены требования

ФГОС к материальным и информационным условиям общеобразовательного 21

процесса. Если те или иные требования ФГОС не выполнены, то элементы

ИКТ-компетентности могут реализовываться и оцениваться (проверяться) в

соответственно измененном виде. Также как временная мера возможно

оценивание элементов ИКТ-компетентности вне образовательного процесса,

в модельных ситуациях.

Компоненты ИКТ-компетентности учителя

Общепользовательский компонент

 Использование приемов и соблюдение правил начала,

приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ,

устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики,

техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения

ИКТ в основной школе.

 Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в

том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания

информации).

 Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в

образовательном процессе.

 Клавиатурный ввод.

 Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь,

конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные

коррекция текста и перевод между языками).

 Навыки поиска в Интернете и базах данных.

 Систематическое использование имеющихся навыков в

повседневном и профессиональном контексте.

Общепедагогический компонент

 Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и

постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:22

 Планирования и объективного анализа образовательного

процесса.

 Прозрачности и понятности образовательного процесса

окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).

 Организации образовательного процесса:

o выдача заданий учащимся,

o проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и

фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в

соответствии с заданной системой критериев,

o составление и аннотирование портфолио учащихся и своего

собственного,

o дистанционное консультирование учащихся при выполнении

задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором.

 Организация образовательного процесса, при которой учащиеся

систематически в соответствии с целями образования:

o ведут деятельность и достигают результатов в открытом

контролируемом информационном пространстве,

o следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя

использовать системы антиплагиата),

o используют предоставленные им инструменты информационной

деятельности.

 Подготовка и проведение выступлений, обсуждений,

консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в

телекоммуникационной среде.

 Организация и проведение групповой (в том числе

межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде.

 Использование инструментов проектирования деятельности (в

том числе коллективной), визуализации ролей и событий.23

 Визуальная коммуникация – использование средств наглядных

объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных,

организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.

 Предсказание, проектирование и относительное оценивание

индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния,

характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее

статистической информации о различных учащихся.

 Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов

(источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным

задачам их использования.

 Учет общественного информационного пространства, в

частности молодежного.

 Поддержка формирования и использования

общепользовательского компонента в работе учащихся.

 Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.

Предметно-педагогический компонент

После формулировки элемента компетентности в скобках указаны

предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.

 Постановка и проведение эксперимента в виртуальных

лабораториях своего предмета (естественные и математические науки,

экономика, экология, социология).

 Получение массива числовых данных с помощью

автоматического считывания с цифровых измерительных устройств

(датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления

экспериментальных данных (естественные и математические науки,

география).

 Обработка числовых данных с помощью инструментов

компьютерной статистики и визуализации (естественные и математические

науки, экономика, экология, социология).24

 Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы.

Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт

и снимков (география, экология, экономика, биология).

 Использование цифровых определителей, их дополнение

(биология).

 Знание качественных информационных источников своего

предмета, включая:

o литературные тексты и экранизации,

o исторические документы, включая исторические карты

(все предметы).

 Представление информации в родословных деревьях и на линиях

времени (история, обществознание).

 Использование цифровых технологий музыкальной композиции

и исполнения (музыка).

 Использование цифровых технологий визуального творчества, в

том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и

прототипирования (искусство, технология, литература).

 Конструирование виртуальных и реальных устройств с

цифровым управлением (технология, информатика).

 Поддержка учителем реализации всех элементов предметно-

педагогического компонента предмета в работе учащихся.

Способы и пути достижения учителем профессиональной ИКТ-

компетентности

Оптимальная модель достижения педагогом профессиональной ИКТ-

компетентности обеспечивается сочетанием следующих факторов:

 Введение Федерального государственного образовательного

стандарта (любой ступени образования, например – начального).25

 Наличие достаточной технологической базы (требование ФГОС):

широкополосный канал-интернет, постоянный доступ к мобильному

компьютеру, инструментарий информационной среды (ИС), установленный в

школе.

 Наличие потребности у учителя, установки администрации

образовательного учреждения на действительную реализацию ФГОС,

принятие локальных нормативных актов о работе коллектива

образовательного учреждения в ИС.

 Начальное освоение педагогом базовой ИКТ-компетентности в

системе повышения квалификации с аттестацией путем экспертной оценки

его деятельности в ИС образовательного учреждения.

(Указанная модель реализуется в московском образовании при

массовом переходе на ФГОС начиная с 2010 года.)26

Приложение № 2

Психолого-педагогические требования к квалификации учителя

Настоящее Приложение относится к требованиям, которые

установлены в пунктах 4.3–4.5 профессионального стандарта педагога.

  1. Для эффективного выполнения указанной трудовой функции

учителю необходимо усвоить ряд фундаментальных понятий из психологии

личности, возрастной и педагогической психологии, определяющих

результаты образовательного процесса, степень развития метапредметных

компетенций, уровень и показатели социализации личности, ее развития, в

том числе следующие:

 Гражданская и социальная идентичность.

 Уважение прав и свобод личности.

 Система ценностей личности.

 Образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в

виртуальной и поликультурной среде.

 Показатели стадий и параметры кризисов возрастного и

личностного развития.

 Развитие коммуникативной компетентности обучающихся.

 Формирование системы регуляции поведения и деятельности

обучающихся.

 Формирование и становление учебной мотивации и системы

универсальных учебных действий.

 Особенности освоения и смены видов ведущей деятельности.

 Формирование детско-взрослых сообществ.

 Становление картины мира.

  1. Существует несколько способов получения и освоения указанных

знаний путем получения специального образования и освоения

образовательных программ (в классических и педагогических

университетах):27

 Основных образовательных программ ВПО по направлению

«Психолого-педагогическое образование» уровня бакалавриата по профилям

педагог дошкольного образования, учитель начальных классов.

 Профильных программ магистратуры по направлению

«Психолого-педагогическое образование» по работе с одаренными детьми,

детьми с особыми образовательными потребностями, детьми с ОВЗ и т.д.

 Программ последипломного образования в форме

педагогической и психолого-педагогической интернатуры.

 Программ профессиональной переподготовки, дающих

дополнительную квалификацию по психолого-педагогическому профилю в

университетах и центрах профессионального образования педагогов.

 Программ повышения квалификации.28

Приложение № 3

Настоящее Приложение состоит из части А, которая устанавливает

профессиональные требования к учителю математики и информатики, и

части Б, которая устанавливает профессиональные требования к учителю

русского языка.

Введение

Учитель-предметник должен соответствовать всем квалификационным

требованиям профессионального стандарта педагога. Вместе с тем

существуют специальные компетенции, которые необходимы для

преподавания именно данного предмета, связанные с его внутренней логикой

и местом в системе знаний.

Учитель-предметник, как и любой другой педагог, решает задачи

обучения, воспитания и развития. Но делает это, прежде всего, средствами

своего предмета. Отсюда следует, что, перечисляя профессиональные

компетенции учителя-предметника, нет необходимости дублировать те

требования к его квалификации, которые распространяются на всех

педагогов без исключения. Поэтому, во избежание повторений, следует

сосредоточиться на том, как триединая задача педагога (обучение,

воспитание и развитие) преломляется и находит решение в его предметной

деятельности.

Учитывая особое место выделенных предметов в системе знаний

учащихся, их роль в будущей жизни всех без исключения выпускников, вне

зависимости от избранной после окончания школы профессии и видов

деятельности, можно говорить как минимум о двух уровнях освоения этих

предметов.

Первый уровень – функциональная грамотность (математическая и

языковая).

Второй уровень – овладение культурой (математической и

лингвистической).29

Разумеется, границы между этими уровнями подвижны, а результаты

обучения претерпевают изменения на разных уровнях образования. Но такое

разделение позволяет дифференцировать требования к учителю-

предметнику.

Для достижения первого уровня достаточно компетенций,

зафиксированных в общих требованиях к педагогу (знание предмета,

учебных программ и т.п.).

Достижение второго уровня, необходимого не только при обучении

учащихся, осваивающих программы повышенной сложности, требует

осознания педагогом своего места в культуре. Математическая и

лингвистическая культура – неотъемлемые части общей культуры

современного человека.

Такое осознание, с одной стороны, позволяет педагогу подняться над

узким предметоцентрическим подходом к своей деятельности, побуждая к

продуктивному сотрудничеству с коллегами, работающими в других

областях знаний. А с другой стороны, конкретизирует задачи воспитания и

развития учащихся в специфическом предметном преломлении.

Эти важнейшие задачи решаются в первую очередь в сфере углубления

мотивации детей к изучению данного предмета. Отсюда, наряду с

профессиональными компетенциями учителя-предметника, в отдельный

раздел выделяются профессиональные компетенции, повышающие

мотивацию к обучению и формирующие математическую и языковую

культуру.

Учитывая различия в уровнях подготовки учителей-предметников, в

настоящее время термин «должен», означающий обязательность выполнения

требований, распространяется только на требования, зафиксированные в

профессиональном стандарте педагога, который определяет минимальную

рамку квалификации.

Вместе с тем педагог, рассматривающий профессиональный стандарт

как инструмент повышения качества отечественного образования и выхода 30

его на международный уровень, не может не повышать собственный

профессионализм.

Поэтому в приложениях, раздвигающих минимальные рамки

стандарта, наряду с термином «должен» применяется термин

«рекомендуется», означающий, что данные требования пока не являются

обязательными для всех педагогов, но к их выполнению нужно стремиться,

повышая свою квалификацию.

Часть А

Профессиональный стандарт учителя математики и информатики

Общие положения

Учитель математики и информатики должен соответствовать всем

квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя.

Формулируемые в настоящем разделе требования стандарта относятся (если

явно не оговорено противное) также к учителю начальной школы в части его

компетентности в преподавании математики и информатики.

Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые

необходимы для преподавания данного предмета, связанные с его

внутренней логикой и местом в системе знаний, что выдвигает перед

учителем особые задачи.

Главным образовательным результатом освоения математики и

информатики учащимся является формирование:

 способности к логическому рассуждению и коммуникации,

установки на использование этой способности, на ее ценность,

 способности к постижению основ математических моделей

реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования

для построения объектов и процессов, определения или предсказания их

свойств.

Указанные способности реализуются в математической деятельности, в

которой приобретаются и используются:31

 конкретные знания, умения и навыки в области математики и

информатики, в том числе умения:

* формировать внутреннюю (мысленную) модель математической

ситуации (включая пространственный образ),

* проверять математическое доказательство, приводить

опровергающий пример,

* выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты

объектов и действий,

* пользоваться заданной математической моделью, в частности

формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, прикидывать

возможный результат моделирования (например – вычисления),

* применять средства ИКТ в решении задачи там, где это эффективно;

 способность преодолевать интеллектуальные трудности, решать

принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному

труду и его результатам.

Основная задача учителя – сформировать у учащегося модель

математической деятельности (включая приложение математики) в

соответствии со ступенью (общего) образования, включая дошкольную.

Принципиальной особенностью школьной математики на начальной и

основной ступени является наличие в ней целостной основной линии

содержания, выраженной более рельефно и последовательно, нежели в

других предметах. Пропуск любого значительного фрагмента в этой линии

приводит к существенному снижению возможности дальнейшего учебного

продвижения. В частности, содержание математического образования в

старшей школе опирается на все математическое образование в начальной и

основной школе. Следовательно, выявляемые пробелы в освоенном

материале должны быть ликвидированы в степени, достаточной для освоения

последующего материала и формирования у учащегося чувства уверенности

в знаниях на соответствующую тему. На дошкольной ступени также

формируются необходимые элементы упомянутых выше результатов. 32

Откладывание этого формирования до более поздних периодов приводит к

снижению результативности обучения и качества образования.

Математическая компетентность и упомянутые выше более общие

свойства математической культуры используются как в других школьных

предметах, так и в повседневной жизни учащегося.

Роль учителя

Учитель математики ведет образовательный процесс в области

математики и информатики (в том числе арифметики, алгебры, геометрии,

вероятности, анализа данных, информатики). Он также участвует в

межпредметных проектах, требующих математической компетентности, и в

оценивании математического содержания работ по другим предметам,

размещенным в информационной образовательной среде (ИС).

Предпосылки работы учителя

 Соответствие ФГОС всех ступеней школьного образования:

o в метапредметных и личностных результатах, включая грамотное

и эффективное использование русского языка и языка преподавания,

o в предметных результатах, относящихся к математике и

информатике,

o в применении математики в других школьных предметах и

необходимых для этого результатах из других предметов.

 Наличие высшего образования классического

университета/технического/педагогического вуза, соответствующего

специальности.

Предметная компетентность учителя математики и информатики

Учитель должен:

 Уметь решать задачи элементарной математики соответствующей

ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе 33

работы с учениками, задачи олимпиад (включая отдельные новые задачи

регионального этапа Всероссийской олимпиады).

 Устойчиво выполнять задания открытых банков на уровне,

который может устанавливаться в зависимости от аттестационной категории

учителя (приближение ближайшего периода для высшей аттестационной

категории – решение случайно выбираемых заданий из открытого банка

девятого класса на уровне не хуже 90% выпускников, из открытого банка

одиннадцатого класса – на уровне не хуже 80% выпускников, для учителя

начальной школы – из открытого банка для четвертого класса – не хуже 95%

выпускников).

 Владеть основными математическими компьютерными

инструментами:

o визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов,

геометрических объектов,

o вычислений – численных и символьных,

o обработки данных (статистики),

o экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика).

 Квалифицированно набирать математический текст.

 Иметь представление о широком спектре приложений

математики и знать доступные учащимся математические элементы этих

приложений.

 Использовать информационные источники, периодику, следить

за последними открытиями в области математики и знакомить с ними

учащихся.

 Иметь канал консультирования по сложным математическим

вопросам.

Профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к

обучению и формирующие математическую культуру

Учитель должен:34

 Уметь совместно с учащимися строить логические рассуждения

(например, решение задачи) в математических и иных контекстах. Понимать

рассуждение ученика. Анализировать предлагаемое учащимся рассуждение с

результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и

анализ причин ее возникновения; помогать учащемуся в самостоятельной

локализации ошибки, ее исправлении. Если это целесообразно, то помогать в

улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения.

Формировать у учащихся убеждение в абсолютности математической истины

и математического доказательства. Предотвращать формирование модели

поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания

смысла. Поощрять выбор различных путей в решении задачи.

 Сотрудничать с другими преподавателями математики и

информатики, с преподавателями физики, экономики, языка и др., уметь

выполнять задания этих предметов, где существенным является

математическое содержание, выполнять совместные межпредметные

проекты, рецензировать размещенные в информационной среде работы

учащихся по другим предметам с математической точки зрения.

 Совместно с учащимися анализировать учебные и жизненные

ситуации, в которых можно применить математический аппарат и

математические инструменты (например, динамические таблицы), то же –

для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом. Поощрять

инициативы учащихся по использованию математики.

 Совместно с учащимися применять методы и приемы понимания

математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации,

трансформации.

 Совместно с учащимися анализировать данные, получаемые в

естественных (эксперимент) и общественных (опрос) школьных курсах,

данные, предлагаемые самими учащимися, в том числе приводимые в СМИ.

Выявлять недостоверные и малоправдоподобные данные.35

 Создавать самому и вместе с учащимися и использовать

наглядное представление математических объектов и процессов, рисуя

наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных

инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере

(с помощью 3D-принтера).

 Вести диалог с одним учащимся или с группой (классом) в

процессе решения задачи, выявлять сомнительные места, подтверждать

правильность решения.

 Организовывать исследования – эксперимент, обнаружение

закономерностей, доказательство в частных и общем случаях. Проводить

различия между точным математическим доказательством и

«очевидностью», в частности, компьютерным приближенным измерением,

вычислением.

 Поддерживать баланс между самостоятельным открытием,

узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и

индивидуальных особенностей каждого учащегося, характера осваиваемого

материала.

 Формировать материальную и информационную

образовательную среду, содействующую развитию математических

способностей каждого ребенка и реализующую принципы современной

педагогики; профессионально использовать ее элементы, знать о

возможностях новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретном

образовательном учреждении. Использовать в своей работе с детьми

информационные ресурсы, в том числе ресурсы дистанционного обучения,

помогать детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов.

 Содействовать формированию у учащихся позитивных эмоций от

математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих

построениях как источника улучшения и нового понимания. Содействовать

мотивации и результативности каждого учащегося, используя такие свойства

предмета, как:36

o красота (в том числе неожиданность) в соотнесении с опытом и

предшествующей информацией,

o объяснение и предсказание реальности,

o преодоление трудности, получение завершенного результата,

o соревновательность с собой и другими учащимися.

 Формировать позитивное отношение со стороны всех учащихся к

интеллектуальным достижениям товарищей по классу, независимо от

абсолютного уровня этого достижения.

 Формировать представление учащихся о том, что математика

пригодится всем, вне зависимости от избранной специальности, а кто-то

будет заниматься ею профессионально.

 Содействовать подготовке учащихся к участию в математических

олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных

марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях.

 Распознавать и поддерживать высокую мотивацию и развивать

способности ученика к занятиям математикой, предоставлять ученику

подходящие задания, вести кружки, факультативные и элективные курсы для

желающих и эффективно работающих в них учащихся.

 Предоставлять информацию о дополнительном образовании,

возможности углубленного изучения математики в других образовательных

учреждениях, в том числе с применением дистанционных образовательных

технологий.

 Консультировать учащихся по выбору тех профессий, где нужна

математика.

 Достигать того, чтобы на любом занятии в классе и при

выполнении домашнего задания каждый учащийся получил результат в

решении хотя бы одной задачи.

 Обеспечивать помощь учащимся, не освоившим необходимый

материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных 37

заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных);

осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий,

при необходимости прибегая к помощи других педагогов, в частности

тьюторов.

 Использовать специальные подходы и источники информации

для обучения математике детей, для которых русский язык не является

родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении.

 Использовать специальные коррекционные приемы обучения для

детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности»

всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание

формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в

классе обсуждения).

 Работать с родителями, семьей, местным сообществом по

проблематике математической культуры.

Общепедагогическая компетентность учителя математики и

информатики

Учителю рекомендуется реализовывать в своей деятельности

следующие процессы:

 Определение (диагностика) совместно с учащимся достигнутых

результатов (на основе анализа его работ, зафиксированных в

информационной среде) и их динамики, выявление трудностей и

препятствий, формирование и проверка гипотез об их преодолении;

многокритериальное оценивание результата отдельной работы и текущего

состояния учащегося (относительно предшествующего) и сообщение ему об

этом.

 Определение на основе анализа учебной деятельности учащегося

оптимальных (в том или ином образовательном контексте) способов его

обучения и развития.38

 Определение совместно с учащимся, его родителями, другими

участниками образовательного процесса (социальный работник, психолог,

дефектолог, дистанционный методист и т.д.) зоны его ближайшего развития,

предсказание и планирование его «коридора ближайшего развития».

 Определение, на основе анализа собственной деятельности (в

частности, по ее фиксации в ИС), с помощью (при необходимости)

методической службы, оптимальных моделей педагогической деятельности,

подверженных постоянному развитию и изменению.

 Планирование образовательного процесса для группы, класса

детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с

учетом специфики состава учащихся, уточнение и модификация

планирования.

 Организация деятельности учителя ребенка и группы (класса)

детей, в том числе индивидуальная и коллективная смена форм деятельности,

индивидуализация заданий, получение, анализ домашних работ до начала

следующего занятия.

 Организация применения ИКТ учителем и учащимися в

образовательном процессе: для его фиксации и как инструмента

деятельности, анализ домашних работ в ИС.

 Совместное с учащимися использование иноязычных

источников информации, инструментов перевода, произношения.

 Организация олимпиад, конференций, турниров, математических

игр в школе.

Часть Б

Профессиональный стандарт учителя русского языка

Введение

Учитель русского языка должен соответствовать всем

квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя.

Русский язык в большей степени, чем большинство других школьных

предметов, является прикладной и жизненно важной дисциплиной.

Русский язык формирует мышление и речь учащихся. От овладения им

зависят уровень освоения национальной культуры, обретение российской

гражданской идентичности.

Главным образовательным результатом освоения русского языка

учащимся является развитие:

 коммуникативной способности,

 установки на использование этой способности.

В современном мире коммуникация предполагает существенное

расширение текстовой (устной и письменной) коммуникации, как за счет

традиционных и архаичных инструментов (жест, танец, модуляция голоса),

так и основанных на ИКТ – гипермедиа, то есть системе текстовых,

изобразительных, звуковых объектов и связей, ссылок между ними. В

настоящее время сообщение для детей и учителя – это, как правило,

гипермедиа: объект и его предъявление с использованием экрана,

видеоаудиоисточников и инструментов с возможным участием человека.

Дополнительным образовательным результатом является

компетентность в лингвистике (науке о языке), прежде всего в лингвистике

русского языка, в частности умение применять лингвистические знания в

практике коммуникации.

Указанные результаты уточняются ФГОС на всех уровнях общего

образования.

Ряд базовых понятий, используемых при лингвистическом описании

языковых явлений, осваиваются учащимся в математике и информатике

(например, понятия, относящиеся к структуре цепочек). Коммуникативная 40

компетентность применяется и формируется во всех школьных предметах,

прежде всего в литературе.

Предметная компетентность учителя русского языка

Учитель русского языка должен:

 Соблюдать контекстную языковую норму. Не допускать в устной

и письменной речи массовых ошибок: «слов-паразитов», канцеляризмов,

ошибочных ударений и форм в словах, используемых в работе с учащимися.

 Осуществлять автокоррекцию. При сомнении, чьем-то

замечании, столкновении с альтернативой обращаться к толковым и

орфоэпическим источникам Интернета.

 Знать и использовать стандартное общерусское произношение и

лексику, демонстрируя их отличия от местной языковой среды.

 Проявлять позитивное отношение к местным языковым

явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития

региона.

 Проявлять позитивное отношение к родным языкам учащихся,

представленных в классе. Владеть методами и приемами обучения русскому

языку как не родному.

 Использовать специальные коррекционные приемы обучения для

детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Вести постоянную работу с семьями учащихся и местным

сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия

местной и национальной языковой нормы, культуру кратких текстовых

сообщений, использование средств телекоммуникации и работу с интернет-

источниками.

 Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в

повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ,

ненормативной лексики.41

 Учителю рекомендуется осуществлять квалифицированный (по

скорости, безошибочности и используемым приемам) текстовый ввод, в

частности транскрибирование (расшифровку аудиозаписи).

 Учителю рекомендуется использовать информационные

источники (в Интернете и др.), в том числе иноязычные, пользуясь

средствами автоматизированного перевода и звукового воспроизведения.

 Являться активным квалифицированным постоянным читателем

и зрителем (литературной периодики, новинок литературы, кино и театра).

Профессиональные компетенции учителя русского языка,

повышающие мотивацию к обучению и формирующие

лингвистическую культуру

Учитель должен:

 Поощрять формирование эмоциональной и рациональной

потребности учащихся в коммуникации как жизненно необходимого для

человека процесса.

 Реализовывать установку учащихся на коммуникацию в

максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате.

 Стимулировать сообщения учащихся о событии или объекте

(рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их                              

структуру, используемые языковые и изобразительные средства.

 Обучать учащихся методам понимания сообщения: анализ,

структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими

сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации.

 Формировать культуру диалога, организуя устные и письменные

дискуссии по проблемам, требующим принятия решений и разрешения

конфликтных ситуаций. Организовывать публичные выступления учащихся,

поощряя их участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах,

включая интернет-форумы и конференции.42

 Обсуждать с учащимися образцы лучших произведений

художественной и научной прозы, журналистики, судебной практики,

рекламы и т.п. Поощрять индивидуальное и коллективное литературное

творчество, в том числе культивировать у них стилистическое следование

существующим литературным образцам, включая упомянутые.

 Поощрять участие учащихся в театральных постановках,

стимулировать создание ими анимационных и других видеопродуктов.

 Совместно с учащимися находить и обсуждать изменения в

языковой реальности и реакции на них социума. Формировать у учащихся

«чувство меняющегося языка».

 Совместно с учащимися использовать источники языковой

информации для решения практических или познавательных задач, в

частности этимологической информации, подчеркивая отличия научного

метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной

лингвистики»).

 Моделировать те виды профессиональной деятельности, где

коммуникативная компетентность является основным качеством работника,

включая в нее заинтересованных учащихся (издание школьной газеты,

художественного или научного альманаха, организация школьного радио и

телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма

и т.д.).

 Формировать у учащихся культуру ссылок, цитирования,

сопоставления, диалога с автором, нетерпимое отношение к нарушению

авторских прав, недобросовестным заимствованиям и плагиату. Знакомить

учащихся с современными методами обнаружения этих этических и

правовых нарушений.

Общепедагогическая компетентность учителя русского языка

Учителю русского языка рекомендуется реализовывать в своей

деятельности следующие процессы: 43

 Определение (диагностика) совместно с учащимся достигнутых

результатов (на основе анализа его работ, зафиксированных в

информационной среде) и их динамики, выявление трудностей и

препятствий, формирование и проверка гипотез об их преодолении;

многокритериальное оценивание результата отдельной работы и текущего

состояния учащегося (относительно предшествующего) и сообщение ему об

этом.

 Определение совместно с учащимся, его родителями, другими

участниками образовательного процесса (социальный работник, психолог,

дефектолог, дистанционный методист и т.д.) зоны его ближайшего развития;

предсказание и планирование его «коридора ближайшего развития».

 Определение, на основе анализа собственной деятельности (в

частности, по ее фиксации в ИС), с помощью (при необходимости)

методической службы, оптимальных моделей педагогической деятельности,

подверженных постоянному развитию и изменению.

 Планирование образовательного процесса для группы, класса

детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с

учетом специфики состава учащихся, уточнение и модификация

планирования.

 Организация деятельности учителя ребенка и группы (класса)

детей, в том числе индивидуальная и коллективная смена форм деятельности,

индивидуализация заданий, получение, анализ домашних работ до начала

следующего занятия.

 Организация применения ИКТ учителем и учащимися в

образовательном процессе: для его фиксации и как инструмента

деятельности, анализ домашних работ в ИС.

 Совместное с учащимися использование иноязычных источников

информации, инструментов перевода, произношения

 Организация олимпиад. конференций, турниров, лингвистических игр в школе.

Комментарии закрыты.