Мастер-класс Использование технологии Синквейн
Добрый день, уважаемые коллеги!
Свое выступление я хочу начать со слов Кузьмы Пруткова «Лучше скажи мало, но хорошо».
Современная жизнь диктует свои законы, речь людей становится деловой, лаконичной, лишенный образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус, и профессиональная карьера человека. Развитие речи – является актуальной темой в школьном возрасте. У нас у учителей татарского языка главной задачей при обучении татарскому языку это развитие коммуникативных навыков, ученик должен понимать и уметь говорить на татарском языке. Но не все так легко. Ученики затрудняются в пересказе и составлении рассказа, бедный словарный запас.
Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при развитии речи, регулировать процесса речевого развития. И здесь на помощь может прийти, методика синквейна, которую сравнительно недавно стали применять педагоги на уроке для активизации познавательной деятельности. Она используется как метод развития образной речи, развития критического мышления, позволяющий быстро получить результат.
Актуальность и целесообразность использования Синквейна объясняется прежде всего:
- Открываются новые творческие и интеллектуальные возможности: позволяет ученику почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
- Учит формулировать идею (ключевую фразу).
- Способствуют обогащению и актуализации словаря
- Подготавливает к краткому пересказу.
- Является диагностическим инструментом
- Носит характер комплекстного воздействия: развивает речь, память, внимание, мышление.
- Получается у всех
Что же такое Синквейн?
Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять»
(в дословном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»).
Таким образом, синквейн – это малое нерифмованное стихотворение, которое подчиняется определенным правилам.
Правила Синквейна таковы.
1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное) – тема синквейна, определяющая содержание.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему.
3 строка – три слова (глаголы), характеризующие действия, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме.
5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Уважаемые коллеги! Давайте мы попробуем вместе составить синквейн на тему школа.
Используя для закрепления изученной темы, является игровым приемом. При творческом использовании синквейна на уроках, он воспринимается учениками как увлекательная игра, ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только по темам хорошо известным, изученным ученикам и обязательно показать образец. Ученики должны иметь достаточный словарный запас.
Синквейн — это один из видов технологии развития критического мышления. Он может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.
С какой же целью учителя могут использовать синквейн на уроке?
- Умение написать это короткое литературное произведение развивает речь детей, обогащает словарный запас.
2.Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то есть подготавливает их к краткому пересказу.
- Автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам, таким образом учит формулировать идею(ключевую фразу).
- Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Выводы о синквейне
Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
Синквейн помогает пополнить словарный запас.
Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Составить синквейн получается у всех.
Синквейн помогает развить речь и мышление.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
— Итак, давайте подведем итоги мастер класса: