ТРКМ как средство формирования УУД

Технология развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий на уроках татарского языка и литературы.

Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Здравствуйте!  Позвольте представиться, я учитель татарского языка и литературы средней общеобразовательной школы №43 Абишева Алена Петровна.

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен школы?

Прежде всего — умением учиться. У него должны быть сформированы  универсальные учебные действия. Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Формирование и развитие надпредметных (метапредметных) умений и навыков, универсальных учебных действий в образовательном процессе происходит при использовании образовательных технологий. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления.

Технология развития критического мышления основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.

Актуальностью  данной  технологии является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

Эта технология заинтересовала меня тем, что она простыми и понятными методами позволяет сделать обучение интересным и осмысленным. К тому же в своей педагогической практике пришлось столкнуться с тем, что современного ученика достаточно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в современном поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала. Трудности  вызывает самостоятельный поиск, обработка, организация информации и создание своих информационных объектов. Татарский  язык не является исключением.  На мой взгляд, причина этого кроется  в недостаточно высоком уровне развития мышления, особенно критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый 21 век с новым обликом познавательной культуры.

Таким образом, возникает противоречие между потребностями современной личности в саморазвитии, самореализации, заказом родителей, общества на человека «социально активного, умеющего делать социальный выбор, сознающего и способного отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права» и возможностями ребёнка.

Выявленные противоречия я пытаюсь решить, развивая познавательные, коммуникативные, регулятивные способности личности обучающихся через использование элементов технологии критического мышления.

Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся развитие мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), а значит и развитие УУД.

Педагогические задачи, стоящие передо мной:

 — активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;

— повышение познавательной мотивации;

— обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);

— развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка;

 — воспитание лидерских качеств;

— умение работать с командой и в команде;

— принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

— научить ребенка ставить цели своего развития.

Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.    Т.е. учитель не является источником знаний, а регулирует процесс обучения.Иными словами: «Дай человеку рыбу и прокормишь его на один день. Научи человека рыбачить и ты покормишь его на всю жизнь»

Что же представляет собой критическое мышление?

Дэвид Клустер в работе “Что такое критическое мышление?” предлагает определение критического мышления, состоящее из пяти пунктов:

  • Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.
  • Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления,ведь чтобы прийти к какой-то мысли, надо переработать множество фактов, идей, текстов, то есть информации.
  • В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
  • В-четвёртых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.
  • В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное.Всякая мысль проверяется тогда, когда ею делятся с другими. Поэтому так важны качества, необходимые для продуктивного обмена мнениями – терпимость, умение слушать других, ответственность за собственную точку зрения.

 

Прием «Шесть шляп»

         Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта. Для реализации данной потребности я применяю метод «Шесть шляп». Наиболее ценным в применении этого метода является то, что учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и веду их к выводам.   Главное в работе – умение общаться, вести дискуссию, дать простор детской мысли, выслушивая каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло. Таким образом, данный метод способствует развитию коммуникативных и познавательных  умений.. Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.

 Тема урока: “Аралашу серләре” тексты (7 класс). Класс делится  на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

1 группа. Белая шляпа.

-расскажите какие есть правила при общении с окружающими.

2 группа. Жёлтая шляпа.

— Подумайте! Почему одних любят, других нет?

3 группа. Чёрная шляпа.

-Докажите: грубость, невоспитанность не украшают людей;

4 группа.  Красная  шляпа.

— Подумайте, какое эмоциональное состояниевы испытываете, когда смеются над недостатками людей?

5 группа.  Зелёная шляпа.

— Что бы вы сделали для того, чтобы сверстники не обижали друг друга?

6 группа. Синяя шляпа.

— Обобщите высказывания других групп.

Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.   

«Кластер» Название метода происходит от английского слова cluster – гроздь, пучок, кисть, которое применяется для обозначения связанных между собой элементов, каждый из которых является одновременно и частью целого, и отдельным предметом. В основе этой техники лежат принципы «мозгового штурма».

Построение кластера позволяет не только графически представлять сумму имеющихся у учащихся знаний о каком – либо сложном понятии или явлении, но и развивать аналитическое мышление. Стремясь систематизировать знания в графической форме, обучающиеся учатся выявлять связи между различными понятиями, открывают новые ассоциации.

Использование кластеров на различных этапах урока позволяет мне добиваться стройности и логической системности подачи и усвоения материала и формирует познавательные умения. 

«Инсерт»

«Инсерт» (интерактивная система пометок для повышения эффективности чтения и мышления) – это метод, повышающий активность читателя, поскольку у него в процессе чтения постоянно возникают вопросы, и  он тщательно анализирует прочитанное. Использую на уроках татарской литераты  при работе с текстом.

Прием осуществляется в несколько этапов.

1 этап: Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

 

«V» помечается то, что им уже известно;

 

знаком «-» помечается то, что противоречит их представлению;

 

знаком «+» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

 

«?» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

2 этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производиться в аудитории, при этом педагог может давать свои комментарии по ходу чтения.

3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

4 этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Предметная область использования: учебные тексты с большим количеством фактов и сведений. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Знали – Хотим узнать – Узнали — таблица поможет собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. При чтении текста полезно проводить сравнительный анализ различных явлений и понятий. Такие сравнительные таблицы могут стать основанием для будущей дискуссии.

 

Для того чтобы учащиеся в процессе чтения текста смогли чётко сформулировать проблему, использую приём «Фишбон», что в переводе означает «рыбный скелет». В «голове» этого скелета ребята обозначают проблему, которая рассматривается в тексте. На верхних «отростках» отмечают причины возникновения этой проблемы, на нижних «косточках» учащиеся по ходу чтения описывают факты, подтверждающие существование сформулированных ими причин. В «хвосте» рыбы записывают вывод.

    Развитию связной речи, созданию целостной картины способствует метод «Пазл», который помогает мне организовать работу в группе, совершенствовать навык чтения.  На уроках татарского языка я даю для работы в группе фрагменты текста на определенную тему. Из этих фрагментов каждая группа составляет текст. После того как все группы прочитают свои тексты вслух, прошу повторить тексты соседних групп. Это позволяет не только развивать коммуникативные навыки работы в группе, но и стимулирует внимание, умение слушать и воспроизводить услышанное, повышает ответственность обучающихся. Этот метод можно использовать при обучении подробному и краткому пересказу.

Особо хочется сказать о приеме, который таит в себе большие возможности. Синквейн– один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология исходит из признания чтения оптимальным способом вхождения человека в культуру, письмо же рассматривается как наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению, так как пишущий всегда активен. В моей практике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк

 

Результативность:Разные приёмы развития критического мышления, которые вошли в содержание данной технологии, апробированные  мною дали свои результаты. Уроки стали намного интереснее, успеваемость стала выше.

Критериями оценки качества и результативности деятельности учителя являются: достижение обучающимися более высоких показателей обучения по сравнению с предыдущим периодом; результаты учебной деятельности школьников, полученные в ходе мониторинга; эффективность участия школьников в научно – практических конференциях по предмету. Результаты моей работы представлены в презентации в виде диаграмм, данные которых указывают на позитивную динамику по вышеперечисленным направлениям работы.

Так, в 8 классе в 1 четверти2013/2014 учебном году качество составлял 58%,  за 2 четверть 2013/2014 учебного года качество составил 66%. На таких уроках нет монотонности, которая быстро утомляет ребят. На таких уроках редко бывают низкие результаты, тем самым снимается нервозность, а это немаловажно для здоровьясбережения.

Диаграмма роста речевых умений учащихся 8 класса (12 учащихся в группе) в процессе использования элементов технологии критического мышления при обучении развитию речи.

 

Даже полугодовая  работа с учащимися по технологии критического мышления позволяет существенно пополнить их лексический запас, а следовательно, развить  коммуникативные навыки в целом.

В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. В этом нам помогают приемы технологии РКМ

 Использование методов технологии критического мышления позволяет повышать уровень учебных достижений учащихся, а также  – это залог успеха при формировании УУД. Подтверждением этого служит диагностика обучающихся моих учеников по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий. Результаты показывают, что в процессе формирования     познавательных, регулятивных и коммуникативных умений происходит рост.  Путем  наблюдения выяснилось, что уровень сформированности личностных умений достаточно высок.

 

  Познавательные Регулятивные Коммуникативные
Высокий 19 13 18
Средний 7 12 9
Низкий 3 4 2

 

Распространение опыта:

  1. Семинары, Мастер-классы
  2. Курсы повышения квалификаций учителей татарского языка при НИСПТР
  3. Персональный сайт

Таким образом, методы ТРКМ относятся к   числу инновационных и способствуют лучшему усвоению и  прочности знаний, а также  развитию УУД: творчеству и фантазии, коммуникабельности, активной жизненной позиции, командному духу, свободе самовыражения.

«Сегодня идти в ногу со временем — это значит отставать. Его надо опережать. Увидьте себя в будущем. А если увидели – постройте его».

В.Н. Просвиркин

1 комментарий к записи “ТРКМ как средство формирования УУД”

  1. Светлана:

    Спасибо, что делитесь столь интересным опытом! УСПЕХОВ ВАМ И ТВОРЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Оставить комментарий